Саган заба как добраться
Поездка к «рогатым людям»
|
Севернее реки Большой Бугульдейки природа побережья Байкала резко изменяется. На смену горам Приморского хребта, густо заросшим лесом, приходит степной Тажеранский массив с крутыми скалистыми мысами без леса. Одно из самых примечательных мест в этом районе, куда можно проехать на автомобиле, является мыс Крестовский с древней каменной стеной — по-бурятски мыс называется Дайн-Хошун — «мыс войны». Находится он от Иркутска на расстоянии около 215 км, съездить туда на автомобиле можно за выходные, с одной ночевкой. О курыканских городищах на мысе Крестовском «Автомаркет» рассказывал в декабре. Еще одна достопримечательность находится недалеко от мыса Крестовского — самые известные на Байкале древние петроглифы на беломраморной скале Саган-Заба.
КАК ПРОЕХАТЬ НА МЫС КРЕСТОВСКИЙ
Дорога до Крестовского не представляет трудностей, проехать летом туда можно даже на легковом автомобиле, в марте, когда появляется рыхлый снег и грязь, прорваться туда можно только на внедорожнике. От Иркутска по Качугскому тракту до Баяндая, и далее двигаемся по направлению к пос. Еланцы до пос. Петрово — 196 км, время в пути около 2,5 часов. Перед Еланцами, в Петрово, расположенном на 70 км тракта Баяндай-Еланцы, непосредственно перед кафе «Бригантина», от тракта направо по направлению к Байкалу под острым углом начинается неприметная грунтовая дорога. В этом месте важно не ошибиться и свернуть не под прямым углом на Таловку (11 км), сворот к которой находится рядом, а по менее наезженной и менее заметной дороге на Нарин-Кунту (7 км). Кафе «Бригантина» при правильном движении должно остаться слева, дорога проходит рядом с кафе и идет под гору в распадок с деревней Тырган (1 км от кафе «Бригантина»).
Сразу после деревни начинается подъем в гору, слева в распадке будет ручей Амур и затем первая развилка, придерживаться надо правых отворотов. Сворот влево ведет на Нарин-Кунту. На первой из развилок установлен камень с указателем «Крестовка 15 км». На этих 15 км пути при первой поездке водителю легко сбиться и немного поплутать, дорог здесь много, и они как в Монголии расходятся веером, стоит ошибиться с правильным выбором колеи и лишних 15-20 км движения гарантировано.
Если правильно ехать, то на развилках будут встречаться установленные плоские камни с нарисованной на них стрелкой-указателем на турбазу «Крестовская». Через 2,5 км от сворота с тракта (от кафе «Бригантина») справа от дороги будут видны квадраты огородов, и через 4,5 км развилка, влево в лес по указателю на турбазу и другая — вправо по открытой степи. Обе дороги через 2-3 км перед озером сойдутся, но ехать интересней не через лес, а по степным просторам правой дорогой, где живописней панорама, к тому же в лесу дольше лежит снег, и когда верхняя дорога уже сухая, на дороге в лесу в колее еще лежит. Примерно через 6 км слева появится озеро с брошенными в его дальней части домиками.
Дороги, которые уходят вправо, ведут к заброшенному бурятскому улусу Булык с сильно заросшими огородами и тремя бурятскими восьмигранными деревянными юртами. Придерживаться надо левой дороги, идущей рядом с озером. Ориентиром может служить одиночный бурятский столб-сэргэ (7 км), с редкой пятиступенчатой насечкой установленный рядом с дорогой. Дорога идет по берегу озера. На самом высоком месте можно остановиться, чтобы полюбоваться на озеро. Обрывистый берег сложен из крупных монолитных камней, густо покрытых красным лишайником. Затем дорога огибает озеро и полуразрушенную кошару (летом здесь высокая трава и много змей) и начинает затяжной подъем в гору. На 11-м км будет очередная развилка, справа скальная вершина: характерный «пупок» с россыпью камней. От этой развилки надо повернуть вправо вниз по распадку. Спуск достаточно крутой и протяженный (2 км), в рыхлый снег и в слякоть он непреодолим для японских легковушек типа Mark II или Corolla, спуститься они вниз, может быть, и смогут, но подняться обратно уже нет. Даже наш Land Cruiser, хотя идет и уверенно, заметно таскает в рыхлой слякоти грязи и снега на наклонном косогоре. На 13-м км дорога выходит в падь Крестовскую и до берега Байкала остается три километра. Весной в пади у Белой скалы дорогу перекрывает наледь, для внедорожников она не представляет никакой трудности, но для легковушки с одним мостом и низкой посадкой может стать ловушкой — здесь глубокая колея во льду, по которой бегут ручьи талой воды.
В Крестовской есть два места для ночлега: турбаза «Крестовская» и фермерское хозяйство Копыловых «Крестовский мыс», где есть теплый гостевой дом на 7 человек и хорошая русская баня. Стоит упомянуть домашнюю кухню, основанную на блюдах из экологически чистых продуктов натурального хозяйства: яйцах от кур, питающихся летом полевыми кузнечиками, парном молоке, ароматной баранине.
ПО ЛЬДУ К УТЕСУ САГАН-ЗАБа
Утро, после необычно звездного ночного неба, какого не увидишь в городе, предвещает прекрасный день.
Беломраморный утес Саган-Заба выделяется среди серых скал побережья. Скала расположена в 5 км к северу от Крестовского мыса, к ней можно подъехать зимой по льду Байкала, летом — по дороге из пади Крестовской по горам. Из-за крутого спуска к Байкалу выехать непосредственно на берег рискованно, обратно можно просто не подняться, и машину обычно оставляют наверху, примерно в километре от утеса Саган-Заба. Зимой, когда бывает мало торосов, можно совершить прогулку от турбазы в Крестовской пади по льду пешком вдоль кромки берега, такая пешеходная экскурсия займет около двух часов. Однако в этом году торосистость здесь такая плотная, что пройти пешком невозможно. Посоветовавшись с местными жителями, которые регулярно выезжают на лед рыбачить и подтверждают, что лед еще без трещин, мы решаем заезжать к рисункам со стороны моря, объехав торосы вдали от берега. Уже через неделю — другую, повторить такой вояж по льду на автомобиле будет небезопасно.
Из пади Крестовской начинается дорога ежегодно действующей зимней переправы по льду Байкала Крестовская — Сухая. Она отмечена вмороженными вешками — молодыми сосенками, которые, подобно телеграфным столбам, уходят за горизонт поперек Байкала.
Съезд на лед и извилистая прорубленная в торосах колея вызывает уважение к проделанной тяжелой работе. Как оказалось, чтобы прорубить этот 80-метровый проезд для автомашин бригаде из семерых взрослых мужчин потребовался целый день напряженного физического труда. Ехать дальше к Саган-Забе после пересечения торосов нам приходится уже без дороги, осторожно выбирая проезд среди торосов и через замерзшие трещины. Чем дальше от берега, тем их меньше. Петлем по льду среди частокола льдин, вскоре приходит тоскливое чувство, что мы заблудились среди торосов. Когда остаешься один на один с незнакомой ледовой обстановкой и начинаешь блудить среди торосов в поисках выхода из ледовой ловушки, начинаешь замечать массу подозрительных мест: мелкие трещины и вздутия льда, ненадежные смерзшие широкие трещины и совсем свежие, разорвавшие лед вчера. При этом на мартовском зеркальном льду нет никаких автомобильных следов и совершенно невозможно успеть затормозить на гололеде перед подозрительным местом. Все подозрительные места мы проходим на скорости в заранее намеченном месте. В эти мгновения, перепрыгивая через очередную трещину, зримо ощущаешь момент истины — под нами лед, а под ним глубина воды в 1 км. Кроме соблюдения безопасности при движении по льду, проблема заключается, в том, как подъехать возможно ближе к Саган-Забе со стороны моря, торосы в этом году идут мощной сплошной полосой вдоль побережья, среди них приходится долго блуждать, но никакого прохода к берегу на всем протяжении пути мы так и не находим. Приходится оставлять машину напротив Саган-Забы и идти к берегу сквозь сплошное поле торосистого льда.
Особенность мартовских торосов в том, что на весеннем солнце уже частично сошел снег, льдинки разморозило, и груды чистого битого льда стали подвижными. Идти через такие поля сущее мучение. Валы битого льда и торосов местами достигают метровой высоты, и каждому шагу предшествует предварительное обивание и расчистка от осколков льда мест, куда ступает нога. Идти через сложные торосы без дополнительной опоры на лыжные палки весьма рискованно. Но даже использование лыжных палок не оберегает нас от падений. На 150-метровый переход через полосу торосов у нас ушло сорок минут. За полосой торосов начинается зеркальный лед, в отражении которого можно рассмотреть даже великолепные береговые скалы, по нему идем, скользя на подошвах, как на коньках. Вот, наконец, мы и у цели.
Утес известен большим количеством наскальных рисунков (на бурятском языке — «зурак»). По словам академика А.П. Окладникова, «петроглифы Саган-Забы — подлинная жемчужина древней культуры и искусства народов Восточной Сибири. По композиции, манере письма и разнообразию сюжетов они самые сложные из всех известных наскальных рисунков на всем пространстве от Урала до Тихого океана». Наскальные изображения, открытые в 1881 г., сильно пострадали от времени. В 2-3 метрах от кромки воды на мраморной скале уцелело лишь пять фрагментов от прежних, многочисленных композиций рисунков. Специалисты считают, что самые древние из них относятся к новокаменному и бронзовому векам (конец II тыс. до н.э.). Правильность этой датировки вызывает сомнения, инструментальных способов определения возраста наскальных рисунков нет, и ученые дают свои заключения о возрасте по косвенным признакам: манере художественного письма и найденным артефактам вблизи рисунков. Лично у меня вызывает большое сомнение (предположительный возраст рисунков — 2500 лет) возможность столь длительного сохранения изображений на поверхности скалы в зоне волнового прибоя, на мраморе, подверженном интенсивному выщелачиванию поверхностного слоя. Отвесные скалы, на которых нанесены рисунки, находятся в самом неблагоприятном для длительного сохранения месте. Они не защищены от воздействия солнца и влаги, ориентированы строго на восток и в течение суток поверхность скалы подвержена значительному температурному выветриванию: днем скала сильно нагревается, а ночью охлаждается.
Любопытно, что и рисунки- новоделы, варварски выполненные рядом (1973 г.) уже практически стали неразличимы на поверхности скалы, и поверх них набиты новые надписи. А ведь эти рисунки выполнялись с помощью современного металлического инструмента и выбивались в скале на аналогичную древним глубину.
Фигуры на Саган-Забе выполнены точечной набивкой, процарапаны на камне или нарисованы краской — охрой. Наскальный иконостас Саган-Забы включает изображения танцующих шаманов, косвенно на это указывают фигуры, увенчанные рогами, с поднятыми вверх руками, на локтях одежды можно рассмотреть подвески в форме кругов. Подобные, правда, ветвистые рога на головных уборах шаманов и металлические круглые подвески на одежде известны по сохранившимся костюмам XVII в., были ли подобные локтевые металлические украшения 2500 лет назад — большой вопрос. Среди изображений на скале есть также бегущие олени с ветвистыми рогами; лебеди, больше похожие на страусов, всадник с уздечкой и луком на коне, загадочный паук или, как считают другие исследователи, эротическая сцена, возможно, связанная с народным поверьем о «рогатых мужиках».
Рисунки получили мировую известность. Периодически ученые из разных стран подновляют прорисовку петроглифов и ведут раскопки в пади Саган-Забы. Летом 2006 г. очередная международная экспедиция, на этот раз из Канады, продолжит археологические изыскания в этой местности.
На рисунках отчетливо видны рогатые люди, возможно, это шаманы, возможно, воины — самый знаменитый сюжет среди этих петроглифов. Мало того, что все фигуры рогатые, так на одном из рогатых изображений виден еще и хвост, поэтому интерпретаций изображений может быть больше: от рогатого черта с хвостом до инопланетянина в скафандре с антеннами. Рога на шлемах у многих народов символизировали могущество и власть, у других народов — мудрость. Известно, что в период с IV по VI в н.э. в Европе обязательным атрибутом воинских шлемов были рога.
В древние времена буряты совершали здесь молитвенные обряды с жертвоприношениями. По преданию бурят, на местность Саган-Заба опустились Бурал Саган-нойон с женой Буга саган хатан (Седовласый господин и Белая госпожа), сделали на скале свой зураг (рисунки) и поселились здесь. Расположенное здесь древнее шаманское святилище является одним из крупнейших святых мест на Байкале. Чтобы как-то ослабить влияние шаманства, монахи из Посольского монастыря в устье р. Селенги в начале XVIII столетия выбили на скале Саган-Заба два больших креста, позже ниже креста появилась фамилия Орлов. Несмотря на то что эти изображения были выбиты в скале значительно глубже знаменитых рисунков, сейчас они сильно замыты, и уже читаются не столь отчетливо, как 30 лет назад.
Степи вблизи мыса Саган-Хушун сохранили множество следов присутствия здесь человека в древности. Известны загадочные каменные стены на мысах и в Тажеранском массиве, плиточные могилы и пещеры со следами стоянок древнего человека. Над утесом Саган-Забы вверху в пади имеется грандиозная карстовая воронка диаметром до 40 м. С ней, возможно, связаны легенды о таинственной пещере и золоте, спрятанном в ней китайцами, которое они не смогли переправить через Байкал на верблюдах и вынуждены были зарыть. Вход в пещеру до сих пор неизвестен, а упоминания о ней и описания можно отыскать в книгах 20-х гг. XX века. Эту пещеру искали многие, но найти ее пока никому не удается. На уровне прибоя в скалах есть также много гротов. В некоторые из них можно проникнуть только зимой, легко проскальзывая внутрь на спине по льду. Внутри можно встать во весь рост и увидеть в белом мраморе, например, интересное монолитное образование в форме столба черного цвета, уходящего вверх, в скалу.
Никаких золотых монет вымытых из легендарного клада найти нам не удается, но зато мы, не спеша, измерили размеры шаманского грота, который расположен к югу в скале, недалеко от рисунков. Попасть в него летом можно только по воде. Существуют предания, что в этой волноприбойной пещере выполнялись шаманские обряды с жертвоприношениями, вероятнее всего, что это именно и есть шаманский грот. Пещера имеет длину 16 метров, по узкой щели можно свободно идти в полный рост, а высота от пола до потолка достигает пяти метров. При свете фонариков на потолке сверкают кристаллы льда и намокшая жила, сквозь которую откуда-то сверху сочится вода.
Целенаправленные поиски в этот день все-таки приносят результат. Вернувшись в падь Крестовскую, нам показывают дорогу к шатровому каменному сооружению, в нишах которого мы находим два крупных фрагмента глиняной керамики от большого кувшина, украшенного выпуклыми насечками. Так что, возможно, это черепки того самого кувшина, где китайцы некогда прятали золото и которое до сих пор никто не может найти.
Саган заба как добраться
УТЁС САГАН ЗАБА НА БАЙКАЛЕ
УТЁС САГАН ЗАБА НА БАЙКАЛЕ
Утёс Саган-Заба (в переводе с бурятского Белая Скала) — одно из красивейших и загадочных мест западного побережья озера Байкал. Я считаю, что по своей уникальности это дивное место, среди всех подобных мест, не имеет себе равных. В этом может убедиться каждый, кого примет Саган-Заба, как своего гостя. Белокаменный утес Саган-Заба расположен на участке береговой линии озера Байкал в 5 километрах от мыса Крестовский (по прямой), вблизи которого расположено фермерское хозяйство и турбаза «Бухта Крестовая» семьи Копыловых. От Ольхонских Ворот до мыса Крестовский встречается несколько похожих на Саган-Заба беломраморных утесов, но именно Саган-Заба был объявлен памятником природы. Мировую известность утесу принесли древние наскальные рисунки — петроглифы на одной из его скал.
Первооткрыватели
Когда четыреста лет назад казачьи ватаги вторглись в неведомую страну и увидели наскальные изображения, то решили, что это не просто рисунки, а письмена, оставленные ее древними обитателями. Потому и назвали их «писаницами» или «писаными камнями». Коренное население считало эти скалы священными местами предков, рисунки – произведениями духов и окружало их атмосферой культа. Писаные камни есть на Томи и Енисее, Лене и Селенге, на Тунгуске и Байкале.
В 1675 году русский посланник Николай Спафарий, отправленный ко двору китайского императора, проезжая через Енисей, увидел на скалах загадочные изображения:
“А до большого порогу не доезжая, есть место, утес каменный, по Енисею. На том месте есть вырезано на камени неведомо какое письмо, и меж письмом есть и кресты вырезаны, также и люди вырезаны, и в руках у них булавы и иные многие такие дела… Никто не ведает, что писано и от кого.”
Не могли не заинтересоваться сибирскими писаницами и участники великих камчатских экспедиций Г. Миллер и И. Гмелин, которые в первой половине XVIII века исследовали Сибирь, в частности прошлое ее племен и народов. Когда Миллер добрался до здешних мест, то написал следующее:
“Здесь родина бурят, у которых существует обычай почитать священные скалы. Каждая скала этого рода называется ими Айеху-чоло, то есть “заставляющая вздрогнуть скала”, и пользуется таким почитанием, что лица, обвиненные в преступлении и желающие доказать свою невиновность, прибегают к подобной скале и обхватывают ее обеими рукам, будучи твердо убеждены в том, что если ложно поклянуться, то немедленно умрут. Такая “заставляющая вздрогнуть скала” находится у Байкала, к западу от того места, где вытекает Ангара.”
Использованная информация взята с сайта irkipedia.ru
Легенды о звере-солнце
О рисунках на Шишкинских скалах, находящихся между Качугом и Верхоленском, писали многие, в том числе академики Владимир Обручев и Алексей Окладников. Изображения на Белой скале не столь избалованы вниманием исследователей, но и о их происхождении есть некоторые гипотезы.
В XIX веке на Саган-Забе еще сохранилась фигура лося, туловище которого было покрыто поперечными полосами. По аналогии с наскальными рисунками, найденными в других местах Сибири, эта деталь характерна для таежного искусства бронзового и раннего железного веков. То есть примерный возраст писаниц на Байкале 4-5 тысяч лет.
Лось или марал, изображенный на Белой скале, лежит, подогнув колени и закинув на спину тяжелые завитки рогов, точно так же, как животные на изделиях из скифских курганов. Сохранились на скале и рисунки человеческих фигур. У них рога на голове, руки подняты вверх в ритуальном жесте, ноги согнуты в виде ромба. Это поза ритуального танца — камлания. Шаманы нарисованы и стоящими во весь рост на оленях, и взбирающимися на дерево.
В памяти бурят и якутов сохранились легенды их общих предков курыкан о космическом олене, который является воплощением божества Солнца. Этот олень или лось мчится по вселенной. Рождаясь, он поднимается по небесному своду, затем движется к закату и умирает, исчезая в глубине преисподней. Культ солнечного бога сформировался еще у первобытных людей и нашел воплощение в образе небесного лося, преследуемого охотником.
В курыканском предании говорится о том, что гигантский сохатый Хоглен похитил на земле день и побежал с ним по небу. За ним погнался охотник Мани, который оставил за собой широкий след – Млечный Путь. Мани ранил Хоглена стрелой, отнял у него день и вернулся на землю. С тех пор каждый вечер сохатый похищает день, и начинается ночная погоня. Столь же яркий образ космического зверя-лося существует и у лесных индейских племен Северной Америки. Таким образом, олень, лось, марал или сохатый Хоглен – это само зооморфное солнце, умирающее и воскресающее во вселенной.
Использованная информация взята с сайта irkipedia.ru
Петроглифы
Рисунки выполнены в разные эпохи и относятся к бронзовому – позднему железному векам (II тыс. лет до н.э. – I тыс. лет н.э.), т.е. самому древнему рисунку около 4000 лет… Так говорят многие, но археологи, с которыми мне довелось работать, утверждают, что в бухте Саган-Заба была стоянка древнего человека эпохи неолит, а значит возраст этих петроглифов более 4000 лет. Кроме, наскальных рисунков в Саган-Забе были обнаружены останки ископаемых животных: пещерного льва, шерстистого носорога, рога гигантского оленя (эта информация мною взята из советских источников).
Науке петроглифы утеса Саган-Заба стали известны в 1881 году благодаря исследованиям Н.Н. Агапитова. Впоследствии они изучались многочисленными археологическими экспедициями, в том числе и международными. Наскальные рисунки Саган-Заба представляют собой композицию из фигур людей, животных и птиц.
На момент открытия насчитывалось около 60 рисунков: около 30 фигурок людей, 17 изображений животный и 13 птиц. Рисунки занимали участок скалы до семи метров в длину и почти пять метров в высоту. Размеры самих изображений от 1 сантиметра до 50 сантиметров. В настоящее время часть рисунков по разным причинам утрачена. Некоторые, находящиеся в нижней части композиции, заглажены волнами, другие уничтожены людьми.
К сожалению, современное поколение, а именно вандалы, недопонимая важность и ценность этого уникального места, уничтожают его. Свидетельством тому являются многочисленные свежие современные надписи и рисунки на петроглифах и скальном утесе Саган-Забы. Не остались равнодушными к сакральному месту и религиозные конфессии… Монахи Посольского монастыря, более 200 лет назад, видимо в порядке идеологической борьбы с шаманизмом, выбили поверх древних петроглифов христианские кресты. Их четко видно прямо среди наскальных петроглифов. Буддийскую надпись, написанную синей специальной краской, наподобие как на мысе Бурхан острова Ольхон, можно лицезреть в начале белокаменного утеса. Эту надпись была обнаружена мною около 4-х лет назад.
Каменный город
Почему «Каменный город»? – спросите Вы, ведь здесь нет ни каменных домов, ни каменных дворцов и т.п. Согласен. Такое название этому месту я дал потому, что здесь большое количество разнообразных гигантских, округлых камней, как будто бы кто-то великий и могучий навалил их сверху, в результате вся эта груда камней образует своеобразную сеть пещер-лабиринтов, гротов и щелей, пригодных для жизни живых существ, включая и человека.
По многочисленным костям диких и домашних животных в пещерах и гротах можно понять, что это место обитаемо, как минимум дикими хищниками. Это место мне оно особенно дорого, и сейчас я поясню почему…
Во-первых, – оно труднодоступно, нужно идти пешком около 1.5 км от автомобиля, поэтому следов цивилизации здесь практически нет, а значит сохранена Природа.
Во-вторых, – отсюда открывается красивейший вид на сказочный Байкал, здесь я заряжаюсь энергией «Каменного города», которая питает меня в будущей и настоящей жизни.
В третьих, – здесь кладезь артефактов и загадок останков древних цивилизаций, которые для меня лично представляют огромный интерес, но о них я расскажу только на месте…
Кратеры-воронки
Сразу три воронки расположены в одном месте на берегу Байкала, и все три на одном из склонов бухты Саган-Заба. Одна воронка особенно впечатляет своими гигантскими размерами. На мой взгляд она не имеет себе равных по своим параметрам. Диаметр этой чаши примерно около 100 метров, глубина около 20 метров, расположена на вершине южного склона. Происхождение этих воронок имеет разные гипотезы, но мое не стандартное мнение расходится с ними, поэтому я его озвучиваю только находясь на дне огромной чаши. Вторая воронка имеет диаметр примерно, около 25 метров, а глубину около 15 метров. Третья, самая маленькая, имеет диаметр примерно, около 6 метров и глубину около 2-х.