Слог как часть слова

1.6. Слог. Правила переноса слов

Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

В слове столько слогов, сколько гласных звуков!

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра.

Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного!

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

То же самое можно проследить на примере глагола уе зж ать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать, а деление на части для переноса – уез-жать.

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.

Источник

Конспект урока по письму и развитию речи «Слог как часть слова»

Слог как часть слова.

Задачи: уточнить представления учащихся о слоге как части слова.

Цель: развивать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных.

Оборудование : рисунок с изображением гусеницы с записанными на ней слогами; карточки со слогами; предметные картинки; правило – опора; схемы слов.

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня у нас необычная гостья. (Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением гусеницы.) Кто это?

– Что записано на звеньях гусеницы? (Слоги.)

– Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься на уроке? (Будем упражняться в делении слов на слоги, составлять из слогов слова.)

II. Минутка чистописания.

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

III. Изучение нового материала.

– Назовите гласные звуки; согласные звуки.

– Когда рядом становятся согласные и гласные, то происходят удивительные вещи – образуется слог: М и А – МА; У и К – УК.

– Слог – это союз гласных и согласных. Слог может состоять и из одной буквы. А как вы думаете, какой?

– Юля – разделите имя на слоги. Сколько слогов в слове? Назовите первый слог. Сколько букв в этом слоге?

– Какие звуки обозначает буква Ю? (Звуки [йу].) Дайте характеристику этим звукам.

– Значит, слог может состоять и из одной буквы – гласной.

– А как вы думаете, из согласной может состоять слог?

– Очень красивым, певучим бывает открытый слог, когда букв две: первая согласная, вторая гласная: ЛА. Приведите примеры таких слогов.

– Но когда встает после гласной согласный, то пение не получается, оно обрывается и образуется закрытый слог: ОД. Если же слоги связать между собой, то образуются слова: НО и РА – нора, БЕЛ и КА – белка.

Дружат гласные с согласной,

Составляя вместе слог.

МА и ША – запомни, МАША

К нам явилась на урок.

Если слоги встанут рядом,

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА.

СО и ВА – читай: СОВА.

– Прочитайте слоги, записанные на доске.

– Какие из них являются открытыми? Прочитайте.

– Какие из них являются закрытыми? Прочитайте.

– Составьте из слогов слова.

Поиграем со словами.

Есть у нас приём один:

Делим мы слова на слоги,

Как на дольки апельсин.

Запишите слова в тетрадь, отделяя слоги чёрточками.

Мы руками хлоп-хлоп.

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Заниматься нам пора!

– Разделите слова на слоги: белка, малина, сад, самолеты.

– Прочтите первое слово. Сколько в нём слогов?

– Прочтите второе слово. Сколько в нём слогов? Прочтите первый слог, второй, третий.

– Что такое слог? (Слог – это один или несколько звуков, произнесённых одним выдыхаемым толчком воздуха.)

– Сколько слогов может быть в слове?

– Прочтите правило: слова могут состоять из одного слога: кит; из двух слогов: бел – ка; из трёх слогов: во – ро – бей; из четырёх слогов: ско – во – ро – да.

Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением розы, ромашки, ежика.

– Что нарисовано? Запишите слова в тетрадь, отделяя слоги чёрточками.

– Отметьте в словах гласные. Сколько гласных в каждом слоге?

– Прочтите первое (второе, последнее) слово. Сколько гласных в слове? Сколько слогов?

– Какой вывод можем сделать? (Сколько в слове гласных – столько и слогов. Это знает каждый из учеников.)

– Какие бывают слоги?

– Приведите пример открытого (закрытого) слога.

– Как определить, сколько в слове слогов?

– Назовите слово, состоящее из одного слога, из двух.

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Номер материала: ДВ-538796

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

План-конспект открытого урока по письму и развитию речи по теме «Слог как часть слова»

Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 3» г. Курска

открытого урока по письму и развитию речи по теме

«Слог как часть слова»

Учитель высшей категории:

уточнить представления обучающихся о слоге как части слова;

закрепить умение детей выполнять слоговой анализ и синтез слов;

развивать умение различать количество слогов по количеству гласных букв в слове;

корригировать речь обучающихся через обогащение словаря по темам «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Деревья», «Цветы»; мыслительные процессы через выполнение слогового анализа и синтеза слов; классификацию предметов;

воспитывать любовь к родному языку, природе, аккуратность при выполнении письменных заданий.

осенние листики с заданиями (7штук);

— Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости.

Громко прозвенел звонок,

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минутки не теряем.

Улыбнёмся гостям и друг другу.

— Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нём говорится?

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

— О каком времени года это стихотворение?

— А как вы догадались? (Ответы детей.)

— Принесла нам Осень в подарок замечательные листочки, да не простые, а с заданиями. Хочет Осень проверить: всё ли вы о ней знаете?

2. Задание первое (лист берёзы)

— Выполнив первое задание, вы узнаете тему урока.

(Считают гласные – 2 гласные – 2 слога.)

— Как определить, сколько слогов в слове? (Посчитать гласные буквы.)

Прочитайте тему урока:

Слог как часть слова

Сегодня мы будем закреплять умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, определять количество и последовательность слогов в слове.

— Как же определить, сколько в слове слогов? (Опора)

— С первым заданием справились, молодцы! Поставим этот листик в вазу.

Задание второе. (Лист клёна)

Гимнастика для пальцев рук.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю.

Всех я вас приветствую!

Письмо образцов. (сл, слива, слово)

— Молодцы! И со вторым заданием справились отлично! Поставим и этот листик в вазу.

2. Задание третье. (Лист дуба.)

— Осень – время сбора урожая. Помогите осени собрать урожай. (Работа с предметными картинками).

Записать словарные слова, выделить гласные, поставить ударение, определить сколько слогов. Записать слова на доске и в тетради.

Слова : помидор, капуста, морковь, огурец, яблоко, горох.

— Какое слово лишнее? (Яблоко). Почему?

— Смотрите, какой урожай собрали! Поставим и этот листик в вазочку.

3. Задание четвёртое. (Лист каштана)

— Осень и про птиц не забыла. Посмотрите, сколько их прилетело.

Клёст, дятел, синица. (Зимующие птицы)

Стриж, скворец, кукушка. (Перелётные птицы)

— А почему птицы улетают?

С конца сентября начинается массовый отлёт птиц. В основном птицы улетают ночью. Летят далеко, за 5-6 тысяч километров от родного дома.

Разделите слова в 3 столбика:

1 слог 2 слога 3 слога

Вывод. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

— Молодцы! И с этим заданием справились. Поставим лист каштана в вазу.

Раз грибок, два грибок.

Положил их в кузовок.

Здесь у слов пропали слоги:

Заблудились по дороге.

Если вы их приведёте,

Сразу все слова найдёте.

Вставить слоги в слова: бе-…-за, ли-…, …-ло-ня. (па, рё, яб). Придумать предложение с одним из слов.

— Справились с этим заданием. И этот лист поставим в вазу. Какой красивый букет у нас получился.

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Номер материала: ДБ-086249

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

В МГУ заработала университетская квантовая сеть

Время чтения: 1 минута

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря

Время чтения: 1 минута

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока «Слог как часть слова » для об-ся с ОВЗ (Вар. 8.1) 3 класс

Слог как часть слова

Оборудование : карточки со слогами; предметные картинки; правило – опора.

Сообщение темы урока.

– Поиграем со словами.

Есть у нас приём один:

Делим мы слова на слоги,

Как на дольки апельсин.

– Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься на уроке? (Будем упражняться в делении слов на слог и .)

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Изучение нового материала.

– Назовите гласные буквы ; согласные.

– Когда рядом становятся согласные и гласные, то происходят удивительные вещи – образуется слог: П и А – П А; У и К – УК.

– Слог – это союз гласных и согласных. Слог может состоять и из одной буквы. А как вы думаете, какой?

– Ю ля – разделите имя на слоги. Сколько слогов в слове? Назовите первый слог. Сколько букв в этом слоге? (Ю-ля, 2 слога, 1 слог состоит из одной гласной буквы «Ю»)

– Значит, слог может состоять и из одной буквы – гласной.

Дружат гласные с согласной,

Составляя вместе слог.

ТИ и М А – запомни, ТИМА

К нам явился на урок.

Если слоги встанут рядом,

ТРА и ВА – читай: ТРА ВА.

– Прочитайте слоги, которые вы видите на доске.

– Составьте из них слова. (Кошка, ворона, котёночек, кот. )

– Запишите слова в тетрадь, отделяя слоги чёрточками. Сколько слогов в каждом слове? (Кош-ка, во-ро-на, ко-тё-но-чек, кот. )

Какой вывод можем сделать? (Слова могут состоять из одного, двух, трёх и четырёх слогов.)

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

Чтобы стать ещё шустрее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова.

Приседания у нас, приседает целый класс.

Напоследок, всем известно, как всегда, – ходьба на месте.

От разминки польза есть? Что ж, пора за парты сесть.

Работа по учебнику. (Стр. 60 упр.2)

Прочитайте и запишите названия птиц. Подчеркните гласные буквы красным карандашом.

С ы ч- Сколько слогов в этом слове? (Один, так как одна гласная буква.)

Сн е г и рь-( Две гласные-два слога.)

– Из чего состоят слова? (Из слогов.)

Назовите слово, в котором один слог, два. (Дом, ок-но)

Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

( веселый – урок помял, нейтральный – надо еще поработать, грустный – ничего не понял)

Запишите домашнее задание : стр.61 упр.4

Урок окончен. Всем спасибо.

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Номер материала: ДБ-1406796

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного

Время чтения: 2 минуты

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

Слог как часть слова. Смотреть фото Слог как часть слова. Смотреть картинку Слог как часть слова. Картинка про Слог как часть слова. Фото Слог как часть слова

В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Как определить слоги, правила деления слогов в русских словах

Понятие слога

Слог — минимальная артикуляционная единица в фонетике; звук или сочетание звуков, которые произносятся одним выдыхательным толчком воздуха.

Слог в русском языке не связан с формированием смысловых значений. Он является лишь произносительным элементом, причем минимальным — слова в речи делятся не на звуки, а на слоги.

В некоторых языках слог — стабильное образование, несущее смысл. Слоги выражают отдельные морфемы. К таким языкам относят, например, вьетнамский и древнекитайский.

Звуки в кратчайшей фонетической единице группируются по степени звучности. Наиболее звучные — гласные — являются слогообразующими, или слоговыми.

Гласные звуки, произносимые в русской речи: [а], [и], [о], [у], [ы], [э]. Гласные буквы, используемые для письменной записи звуков: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

Слоги основаны на гласных звуках. Слог может состоять из одной гласной (у-рок), из гласной и одной согласной (ру-ка) или из гласной и нескольких согласных (кры-ша).

Но состоять только из согласных слоговая единица в русском языке не может. Предлоги «в», «к» и т. д. слогами не считаются.

Определить количество слогов в слове можно на основе движений челюсти. Для этого руку тыльной стороной подносят снизу близко к подбородку и четко произносят слово. Сколько раз подбородок касается руки — столько слогов в слове.

В слове «ободок» 3 слога: о-бо-док. В слове «автомобиль» 4 слога: а-вто-мо-биль. А, например, слово «вскользь» состоит всего из одного слога.

Классификация слогов

В русском языке существует несколько классификаций слогов по разным основаниям.

По наличию конечного согласного выделяют:

По наличию начального согласного выделяют слоги:

По количеству гласного, или количественной характеристике слоги условно делят на:

По звуковому составу выделяют слоги:

Как правильно делить слова на слоги

Слогораздел — это граница между слогами в речевой цепи.

В русском языке иногда тяжело определить четкие границы слогов. К примеру, слово «острый» можно разделить несколькими способами вида: о-стрый, ос-трый, ост-рый.

По основному принципу, слогораздел в большинстве случаев проходит сразу после гласного звука: ко-шка, со-ло-ма, у-е-зжать. Выделяют несколько исключений.

Выделим общий алгоритм деления слова на минимальные фонетические единицы.

При переносе слов

Перенос — это разрыв части слова, при котором его начало остается на одной строке, а конец переносится на другую.

Хотя слоги и морфемы лежат в основе правил переноса, разделение слова на слоги может отличаться от разделения слова для переноса.

В слове «уезжать» сочетание согласных «зж» звучит как единый звук [ж:]. Поэтому на слоги оно делится по общему правилу: у-е-зжать. А для переноса слово принято делить следующим образом: уез-жать.

В русском языке выделяют следующие правила переноса слов:

Структура слога и ударение

По структуре слог обязательно состоит из слогообразующего гласного звука — ядра — и, опционально, окружающих его неслоговых согласных звуков.

Если в начале слога стоит согласный звук, его называют инициалью. Согласный звук в конце слова называют финалью. Рассмотрим несколько примеров.

В слоге «дом» есть инициаль, ядро и финаль. Инициаль — «д», ядро — «о», финаль — «м».

Ударение — это фонетическое выделение одного из слогов силой голоса, повышением тона или большей длительностью, а на письме — специальным символом.

На основе наличия ударений слоги разделяют на ударные и безударные. В русском языке ударение может падать на любой слог, в отличие от, например, французского, где ударение при произношении всегда падает на последний слог. Филологи в современном языкознании выделяют различные схемы ударений. Они нуждаются в отдельном изучении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *