Сми как объект исследования
Специфика исследования средств массовой информации
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия). Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешний связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.
Теоретический уровень исследования концентрирует в себе, прежде всего процесс рационального познания, который начинается с отдельных понятий и суждений и завершается построением теории и теоретически обоснованных предположений (гипотез). Он связан с широким использованием абстракций и идеализаций, формулированием законов более высокой степени общности, чем эмпирические закономерности.
В исследовании средств массовой информации выделяют множество направлений, так как СМИ являются сложным объектом для анализа. В данной таблице приведены традиционные направления исследования.
Средства массовой информации как объект исследования[1]
Использование исследований целевой аудитории в управлении периодическим изданием
Вы будете перенаправлены на Автор24
Целевая аудитория — это совокупность людей, которые являются потенциальными потребителями товара или услуги.
Аудитория СМИ как объект социологических исследований
Социологические исследования аудитории средств массовой информации проводятся начиная с 19 века. И пионером в этой сфере по утверждению Л. Н. Федотовой была Россия. В качестве примера она приводит исследование подписчиков журнала «Современник», проведенное Н. Чернышевским. Регулярные исследования аудитории СМИ на Западе проводятся с 1920-1930-х годов. Однако в конце 20-х годов 20 века отечественные исследования были прерваны и возобновились только после смерти И. Сталина.
Взаимодействие аудитории со средствами массовой информации может рассматриваться и осуществляться редакцией в рамках одной из моделей:
Первые три модели предложены Дж. Г. Вебстером и П. Ф. Фаленом. они связаны с конкретными этапами развития общества и средств массовой информации. Четвертая модель получила широкое распространение в научных кругах. В настоящее время она является больше теоретической, чем практической, хотя целый ряд СМИ пытается строить работу на этой основе.
В модели, где аудитория рассматривается как жертва («теория пули») признается, что аудитория подвержена воздействию средств массовой информации, и что СМИ, заботящиеся о влиянии или об извлечении прибыли, будут насыщаться преимущественно материалами тривиального, вульгарного, противоправного характера. Отмечается, что государство должно ограничивать распространение этих материалов в СМИ и оказывать содействие распространению материалов, служащих общественным интересам. Такой подход появился в начале 20 века под влиянием успехов пропаганды во время Первой мировой войне и способствовал исследованию эффектов массово коммуникации.
Готовые работы на аналогичную тему
В результате роста количества СМИ появилась концепция «разумных потребителей». В том случае аудитория рассматривается как субъект выбора, который придирчиво отбрасывает все ненужное. В рамках этого подхода социологи стали искать ответ на вопрос «Что делают люди со СМИ?». Исследователи начали выявлять факторы такого выбора, в первую очередь, путем тщательного анализа воздействия характеристик самой аудитории (географических, демографических, психологических и т.д.) на выбор СМИ.
Ближе к концу 20-го века сформировался товарно-насыщенный рынок во всех сегментах. Это привело к необычайному ужесточению конкуренции между производителями товаров, услуг и между СМИ как рекламоносителями. С этого момента началось стремительное развитие маркетинга. У производителей товаров и услуг и рекламщиков появилась необходимость в поступающей на регулярной основе и четко фиксируемой информации о том, каким образом и по каким каналом следует контактировать с целевыми группами потребителей. В результате появилась модель «аудитория как товар». То есть, произошел переворот в понимании сущности средств массовой информации. И первичным оказалось не производство информации, а привлечение внимания целевой аудитории для дальнейшей перепродажи ее рекламодателям. А информация стала средством для привлечения внимания. Остальные аспекты информации, в том числе воздействие на общественные процессы, отошли на второй план. В этот период произошло формирование стандартизированных, небогатых в содержательном плане, но строгих и единообразных по показателям и методике рейтинговых исследований. Так возникло понятие рейтинговой цензуры.
В результате погони за высоким рейтингом происходит отказ от занятий общественно важными, но не способными привлечь широкую аудиторию темами.
В последние годы в научных кругах стала популярной четвертая модель взаимоотношения СМИ и аудитории. Здесь аудитории отводится роль гражданина, правомочного участника обмена информацией, взглядами, идеями. В этой модели СМИ – это средство общения и гражданского участия. На сегодняшний день эта концепция является больше желаемой, чем реальной, ей очень непросто пробить дорогу в сложившейся демократии. В современных условиях наиболее применимы модели, где аудитория играет роль товара или потребителя. В первом случае сегментирование осуществляется на основе потребления представителями аудитории рекламируемых товаров, услуг, во втором – на основе единства мотива обращения к средствам массовой информации.
Уровни исследований аудитории
Есть два уровня исследований аудитории:
На теоретическом уровне в качестве объекта исследования выступают теоретические аспекты массовой коммуникации, на эмпирическом – исследования сознания и эмпирически наблюдаемых форм поведения аудитории.
В эмпирических исследованиях применяется арсенал общесоциологических методов с целью выявления характеристик, которые установлены в процессе теоретического анализа сущностей и для проверки гипотез, возникших на теоретическом уровне. Но использование эмпирических методов возможно только для изучения тех характеристики и свойств аудитории, которые доступны для наблюдения. Как правило, это те признаки, которые выражены в поведенческих и вербальных реакциях.
Эмпирические исследования бывают фундаментальными и прикладными. Первые направлены на поиск общезначимых закономерностей, вторые – на решение конкретной практической проблемы. Фундаментальные исследования в современной практике составляют небольшую часть от всего объема исследований.
Прикладные исследования делятся на специальные, привязанные к конкретному случаю, когда исследование имеет только одного заказчика и его результаты являются собственностью этого заказчика, и на стандартизированные, имеющие нескольких заказчиков и доступных всем в равной мере.
Эмпирические исследования могут быть комплексными, охватывать несколько каналов массовой информации, исследовать не только потребление средств массовой информации, но и воздействие их материалов на поведение и мировоззрение людей. Также эмпирические исследования могут ограничиваться одним СМИ или видом СМИ.
СМИ как система: объекты исследования
Главный смысл системного подхода – рассмотрение объекта как целостности, образуемой отношениями и структурой взаимодействующих между собой элементов (подсистем), функционирующей в окружающей находящейся с последней в процессе обмена (в том числе информационного) и стремящейся к равновесию/гомеостазису.
Когда говорят о системности, имеют в виду:
1) свойство изучаемого объекта;
2) свойство процесса изучения объектов.
В этой системе отношений могут быть выделены такие субъекты отношений (акторы), как: журналисты и включенные в данную деятельность медиаменеджеры, представители сопутствующих и вспомогательных профессий, издатели и владельцы СМИ; законодательная, исполнительная и судебная ветви власти; различные социальные институты (организации), выступающие по отношению к СМИ как объекты освещения; рекламодатели,
бизнес-сообщество как объект освещения и как среда, воздействующая на СМИ в системе экономических отношений; общество, составляющее совокупную аудиторию для системы СМИ и его отдельные части как аудитория конкретных СМИ; другие (по отношению к данному) СМИ, выступающие как партнеры или конкуренты в борьбе за рынок внимания аудитории. Наряду с этим можно выделить текстовые элементы системы, среди которых можно различить сообщения, произведенные СМИ, документы, регулирующие их деятельность; произведения искусства, транслируемые СМИ; информационные продукты, созданные аудиторией.
РАЗДЕЛ 2
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕДУРЫ
ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
И. Д. Фомичева
Процедура исследования- совокупность мыслительных и организационных действий, которые совершаются в процессе исследования.
Основные этапы исследования
кабинетный, полевой, заключительный аналитический.
Кабинетный этап
Общий подход
1. анализ литературы по данной и смежным проблемам, ознакомление с теоретическими концепциями и парадигмами, с опытом эмпирических исследований в этой сфере и с их выводами (научные монографии, статьи, отчеты о проведенных исследованиях, официальную, ведомственную и научную статистику, профессиональную периодику, материалы конференций по соответствующей теме)
СМИ как объект социологического исследования
Преподаватель: Фомичева Ирина Дмитриевна (д.ф.н., профессор).
Отчётность: зачёт.
Корпус: факультет журналистики.
Аудитория: 103.
Время: 17:00-18:30.
Хотите знать больше, чем рядовой читатель, радиослушатель, телезритель, пользователь Интернета? Хотите выйти за эти рамки и понять, нет ли в социологии СМИ того, что пригодится Вам в будущей работе в самых разных сферах? Тогда обратите внимание на наш курс.
Мы не может дать Вам обширных систематических знаний о мире массовых коммуникаций за один семестр, но введем в этом мир, поищем вместе с Вами ответы на важные вопросы.
Вот некоторые из них:
*Что изучает социология СМИ? Что подтолкнуло мир к таким исследованиям? Кому это необходимо? Какова в этом роль рекламы?
* Какое место занимают СМИ среди разных видов социальной коммуникации? В чем их предназначение? Почему люди борются за свободу доступа к массовым коммуникациям? Каковы те капиталы и ресурсы, которые обращаются в этой сфере, справедливо ли они распределены? Почему аудитория стала товаром?
*Каково положение дел с исследованиями СМИ в мире и в России? Как организованы исследования? Кто их проводит и заказывает?
*Каковы направления, методы и результаты исследований СМИ? Что это за искусство – задавать вопросы? В чем сложности получения информации от людей? Облегчил ли дело Интернет?
*Как начинался контент-анализ? Каковы его проблемы на пути от человека к машине?
*Какая социологическая информация сегодня доступна практикам и как они ее используют? Почему рейтинги не говорят сами за себя? В чем суть принципа «не навреди» в работе исследователей и пользователей социологической информации?
Массово-информационная природа средств массовой информации. Этапы развития социальной коммуникации и СМИ. Журналистика как объект изучения
ЛЕКЦИЯ 2
Многие современные исследователи считают информацию главным ресурсом современного общества. Этому способствует ее неотъемлемое свойство – быть бесконечно возобновляемой и используемой. Потребление информации каким угодно большим числом людей не уменьшает возможностей доступа к ней новых и новых пользователей, и в этом – главное отличие процесса освоения информации от процесса потребления материальных ресурсов.
Для распространения информации в массовом масштабе необходимы средства – технические, организационные структуры, специальные профессиональные силы. Их предоставляет особый социальный институт – журналистика, которая включает периодическую печать, радио, телевидение, другие информационные каналы. У понятия журналистика – несколько значений: во-первых, это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации; во-вторых – это система предприятий и средств сбора и доставки информации. Этим же термином обозначается продукция журналистской деятельности – произведения, составляющие номера газет и журналов, программы радио и телевидения.
C момента зарождения журналистика как социальное явление зависит от уровня социально-экономического, культурнo-образовательного, духовного развития общества, его научного и технического потенциала. Как социальный институт, журналистика может оказывать влияние на формирование общественного мнения, степень социальной адаптации аудитории. Среди исследователей журналистики ведутся нескончаемые дискуссии о роли журналистики в обществе: одни называют ее орудием политического управления, другие говорят о ней как об инструменте построения гражданского общества, третьи утверждают, что миссия журналистики – предоставлять гражданам информацию, необходимую им для свободы и самоуправления.
Широко распространенные понятия «пресса» и «печать» обозначают лишь отдельные отрасли журналистики – отличные, например, от телевидения. Понятие «журналистика» не совпадает и с понятием «средства массовой информации». В Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная форма распространения массовой информации.
Массовая информация – центральная категория в теории журналистики. Массовая информация трактуется в Законе РФ о средствах массовой информации как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Информацию «в массы» несут журналистские, литературные, рекламные тексты, рекламные видеоролики, теле- и радиопрограммы, музыкальные и рекламные заставки в радио- и телеэфире, сайты в Интернете, книги, журналы, газеты, документальные и художественные фильмы.
Основные характеристики массовой информации:
— направленность на массу людей (объединенных интересами, целями, принадлежностью к определенному социальному слою, профессии, территории);
— доступность (бесплатно, или за небольшую плату, в удобном режиме потребления);
— общесоциальная направленность, актуальность, соответствие интересам и потребностям людей;
— одновременность и непрерывность / регулярность поступления.
Массовая информация – содержание массовой коммуникации. Массовая коммуникация – распространение сведений в численно большой и пространственно рассредоточенной аудитории – служит целям связи и общения людей. Журналистика как cредство массовой коммуникации – посредник в общении. В американской лексике в этом значении используется термин mass-media (масс-медиа). Cовременные исследователи средств массовой информации определяют mass-media как средства, используемые для доставки информации массовой аудитории: радио, ТВ, газеты и журналы, книги, диски и т.д. – имеется ввиду не единичное издание, а их многосоставный комплекс – система информирования, включающая в себя также и электронные средства связи и охватывающая различные стороны жизни аудитории. В учебной литературе все названные термины часто используются как синонимы.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». М., 1992.
Коротецкая Л.М. Современные СМИ: функции, задачи, проблемы. Новосибирск, 2006.