Стенд ап как выступить
Как подготовить стендап-выступление: советы для новичков
Енот заходит в парикмахерскую. Что произойдет дальше, зависит только от фантазии рассказчика. Но одно можно сказать наверняка: если вы готовите стендап-выступление, то история должна быть остроумной и смешной.
Комедия – это ремесло, требующее большой самоотдачи и творчества, а стендап-комики – люди, которые зарабатывают на жизнь шутками. И зарабатывают, надо признать, весьма достойно. По данным портала Forbes.ru, пять российских комиков, в числе которых известные стендаперы Нурлан Сабуров и Алексей Щербаков, за год заработали несколько миллионов долларов, являясь ведущими юмористического YouTube-шоу «Что было дальше?» [Создатели «Что было дальше?» стали самыми высокооплачиваемыми видеоблогерами в России, 2020].
Звучит заманчиво, но если вы начинающий комик, вам нужно грезить не о миллионах, а подумать о том, как подготовить первое выступление и написать материал, способный рассмешить публику. В данной статье вы найдете конкретные советы, которые помогут в этом.
Что такое стендап-комедия и когда она появилась?
Стендап-комедия – это шоу или выступление, в котором комик исполняет оригинальные шутки на сцене перед живой публикой, чтобы рассмешить ее. Комедийные представления были популярны и в древние времена, но прародителем современного стендапа является водевиль конца XIX века.
Чарли Кейсу, афроамериканскому исполнителю водевиля, приписывают первый настоящий стендап-концерт в 1880-х годах, где он исполнял комедийные монологи перед аудиторией. Как и нынешние комедианты, Кейс рассказывал анекдотические шутки – забавные истории из своей жизни. Так родилась стендап-комедия, которую мы знаем сегодня.
Полноценное выступление перед микрофоном называется сетом (set). Он имеет начало, середину и конец, а его длительность зависит от того, является ли комик хедлайнером или человеком, разогревающим публику. Если вы планируете выступать в роли лидера, будьте готовы провести на сцене час и больше.
Устная стендап-комедия содержит следующие элементы:
В России о стендапе узнали в конце 80-х годов, но его развитие началось лишь в 2000-х. Сегодня этот жанр динамично шагает по городам нашей родины, а с 2017 года в Москве проводится ежегодный фестиваль стендап-комедии «Панчлайн». В 2020 году его зрителями стали более 5 миллионов человек [Итоги фестиваля «Панчлайн-2020», 2020].
Как написать стендап-комедию за семь шагов
Если вы мечтаете выступить на местном открытом микрофоне, написать юмористический сценарий или стать настоящим мастером стендап-комедии, воспользуйтесь советами ниже.
Смотрите и учитесь
Изучайте юмор других комиков. Начните с громких мировых имен (Луи Си Кей, Эдди Мерфи, Джордж Карлин, Джимми Карр, Джерри Сайнфелд, Билл Берр): посмотрите их ранний стендап и более поздние выступления, проанализируйте, как изменился их стиль. Сходите в комедийный клуб на живое шоу, чтобы увидеть, как комики структурируют свой сет. Обратите внимание, как они открывают и закрывают выступление, сколько битов в каждом сете. Сядьте сзади и понаблюдайте за публикой: как часто они смеются? На что реагируют больше всего?
Соберите материал
Используйте личный опыт, чтобы подготовить выступление. Проанализируйте и найдите забавные моменты в своих отношениях с партнером, ребенком, начальником, коллегой или соседом. На первых этапах нужно собрать все комичные идеи. Они не должны быть готовыми шутками или остротами, а просто быть вещами, которые заставляют вас смеяться.
Поищите курьезные моменты, связанные с вашей культурой, семьей, в которой выросли, привитыми ценностями, образом жизни. Записывайте любые идеи, даже незначительные, они могут пригодиться в будущем. Лучший стендап – личный стендап. Комики, которые делают себя главными героями шуток, часто оказываются самыми интересными исполнителями, на чьи выступления живо откликается публика.
В интервью для газеты The Guardian основатель Американского института комедии Стивен Розенфилд сказал: «Объект стендапа, как и любого другого вида искусства, – это вы. Оригинальность объясняется вашим подходом к тому, о чем вы говорите» [Learning laughter: an expert’s guide on how to master standup comedy, 2017]. Чтобы собрать материал о своей жизни, составьте список всего, что:
Оттачивайте навыки наблюдения и возьмите за привычку ежедневно фиксировать смешные ситуации из своей жизни. Помните: аудитория смеется тогда, когда узнает себя в рассказе, поэтому убедитесь, что ваше наблюдение не является узконаправленным. Например, не используйте идеи, которые поймут только люди, работающие в конкретной профессиональной сфере.
Напишите шутки
Когда составите список идей, выберите одну и поработайте с ней: найдите сюжетную линию и конкретизируйте сетап, ответив на вопросы:
Придумайте один или несколько панчлайнов. В этом случае используйте семантическую теорию юмора, разработанную профессором лингвистики Виктором Раскиным, которая утверждает, что текст является юмористическим и вызывает когнитивную реакцию, если он:
Раскин иллюстрирует свою теорию следующей шуткой:
Пациент стучится в дом врача.
– Доктор дома? – спрашивает он севшим от болезни голосом.
– Нет, – шепчет в ответ молодая и хорошенькая жена доктора. – Входите [Raskin V, 1985].
В этой шутке есть несоответствие между вопросом пациента и ответом жены врача. Первая часть шутки активирует в мозге слушателей специальный сценарий: пациент пришел за медицинской помощью. Раскин называет такой сценарий «доктор», и подкрепляет указанием на голос пациента, севший от болезни. Но поведение жены доктора несовместимо с информацией, заложенной в этот сценарий, и тогда аудитория начинает искать новый для интерпретации взаимодействия между женой врача и пациентом. Активируется второй сценарий под названием «любовник», и слушатели делают вывод, что пара вовлечена в незаконный роман.
Проще говоря, панчлайн – это поворот сюжета, идущий вразрез с логическим завершением шутки. Вот еще один пример от американского актера и комика Стива Мартина: «Я люблю женщин с головой на плечах. Ненавижу шеи».
Составьте как можно больше забавных фраз и не печальтесь, если первые шутки не смогут вас рассмешить. Будьте терпеливы и продолжайте работу.
Оформите свое выступление
Начните с написания 30-секундного фрагмента для выступления. Вспомните любой свой странный поступок, привычку или щекотливую ситуацию и попробуйте это сыграть, представив себя комиком-ведущим, который делает подводку к выступлению следующего артиста. Запишите 30-секундный сет на видео и покажите друзьям, чтобы получить обратную связь.
Далее составьте 2-минутный сет, соединив вместе несколько шуток. Подумайте над переходами, чтобы биты не казались разрозненными. А после попробуйте написать 5-минутный фрагмент и попросите оценки друзей или семьи, чтобы проверить материал. Не бойтесь рассказывать шутки, которые не являются совершенными. Принимайте критику, но помните, что только вы решаете, каким будет ваше выступление.
Когда соберете достаточно шуток для часового шоу, систематизируйте их так, чтобы это выглядело естественно. Всегда имейте запасные биты на случай, если вам понадобится сменить направление.
Напишите открытие и закрытие
Открытие и закрытие, о которых мы упоминали ранее, являются важнейшими составляющими стендапа. Начало – это возможность показать зрителям, кто вы есть, а финал дает шанс сделать выступление цельным и придать ему смысл. Как сделать открытие и закрытие? Начинайте сразу с шутки. Не нужно представляться или говорить, что вы впервые на сцене: это не смешно.
Если не знаете, чем закончить, подумайте о своем выступлении, как об истории, имеющей замысел, это поможет сделать вывод, который удовлетворит публику. Помните, что финал выступления аудитория запомнит лучше всего, поэтому поместите самые удачные шутки и важные идеи в конце вашего шоу.
Составьте сет-лист
Сет-лист – это список шуток, с которыми вы планируете выступать. Зафиксируйте его на блокнотном листе или в записной книжке смартфона. Наличие сет-листа поможет систематизировать идеи и запомнить шутки, избавляя вас от слов-паразитов и «мычания» во время выступления на сцене. Как показало исследование специалистов в области психологии, при обилии в речи говорящего слов-заполнителей, типа «м-м-м» или «э-э-э», слушатель перестает направлять свое внимание на контент и вместо этого концентрируется на дикции и речи выступающего, что оказывает негативное влияние на понимание слушателей [Duvall E., Robbins A., Graham T., Divett S., 2014].
Не нужно записывать в сет-лист шутки целиком, достаточно составить список ключевых ее частей или первых двух слов, которые напомнят вам, о чем должна идти речь. Например, шутка о том, как отнести пирожки своей бабушке, может быть записана так: «Бабушка Пироги».
Отрепетируйте свой сет
Повторяйте шутки в порядке сет-листа пока не запомните их. Так вы точно будете знать, как преподнести каждый бит и сколько примерно времени это займет. Кроме того длительная репетиция поможет вам понять, какие части шуток можно улучшить, а какие вовсе исключить.
Единственный способ узнать, хорош ли ваш стендап, это рассказать его аудитории. Соберите друзей, семью или других начинающих комиков и по их реакции оцените, есть ли у вас шанс на комедийную карьеру. Репетиция на публике дает возможность: отработать физические жесты и в дальнейшем чувствовать себя естественно на сцене; развить уверенность; отредактировать сет. Не привязывайтесь к тому, что сами считаете забавным. Обратите внимание на реакцию близких людей и внесите соответствующие правки: оставьте шутку, если вы получаете положительный отклик, уберите ее, если слышите тишину.
Как шутить смешно?
Итак, вы решили попробовать себя в роли стендапера. Прекрасно! Любой успешный комик скажет вам, что ежедневное написание шуток требует усердной работы. Генерировать идеи, может, и легкое дело, но потребуется немало усилий, чтобы превратить сырой материал в веселые биты, которые заставят людей смеяться. Как научиться шутить? Вот несколько рекомендаций, которые помогут:
Проверяйте материал на себе
Большая ошибка начинающих комиков состоит в том, что они пишут шутки, которые, по их мнению, другие люди сочтут смешными, но для них самих таковыми не являются. Это заблуждение. Поэтому продолжайте сочинять биты, пока не найдете те, которые понравятся лично вам.
Смотрите по сторонам
Российский комик Алексей Щербаков считает, что главные качества стендапера – это наблюдательность и внимательность. Даже самые приземленные вещи могут рассмешить людей, поэтому он предлагает наблюдать за происходящим вокруг вас для написания материала [«Меня заставили»: резидент шоу StandUp Алексей Щербаков рассказал, как попал в мир большого юмора, 2019].
Проведите пару часов в общественном месте, просто наблюдая за людьми и записывая как можно больше о том, как они выглядят, разговаривают и что делают. Когда вернетесь домой, прочтите свои записи и выделите моменты, которые кажутся вам забавными и являются общечеловеческими истинами. А дальше постарайтесь это смешно интерпретировать.
Рассказывайте истории
Посмотрите на эту шутку: «Вчера был день рождения моей жены, и я подарил ей сертификат на парный массаж. Она осталась недовольна, сказав: «Джерри, это подарок для нас, а не для меня». Я вернул сертификат и заказал ей ужин в ресторане на одного».
В этой шутке есть все элементы сторителлинга: персонажи, обстановка, сюжет, конфликт, тема, арка сюжета. Если проанализировать историю глубже, то можно увидеть, что женщина в данной шутке выступает антагонистом главного героя. Такие биты оказывают дополнительное влияние на аудиторию, рождая эмоции, и публика начинает не просто реагировать на шутку, а по-настоящему болеть за главного героя, подсознательно желая ему победы.
Хотите научиться увлекать людей своими рассказами? Приглашаем вас на онлайн-программу «Сторителлинг», пройдя которую вы найдете свой писательский стиль, сможете убедительно выступать на публике и излагать мысли просто и захватывающе. Если вы начинающий стендапер, то 5 недель этой программы значительно прокачают ваш скилл в рассказывании историй.
Создавайте возможности для смеха
Создавайте как можно больше возможностей для смеха, делая забавными и переход, и действие, и панчлайн, и даже имена персонажей шутки. Вот пример от комика Йонаса Польски:
«Говоря о нарушениях речи… Мой двоюродный брат Заикающийся Стью работает на фабрике по производству салфеток. Он ненавидит обеденный перерыв, потому что никогда не может найти чистую салфетку!»
В этом примере у зрителя есть четыре шанса, чтобы рассмеяться: забавный переход, забавное прозвище, забавная работа и панчлайн. Если три из них не сработают, а один раз публика все-таки засмеется, считайте, что шутка удалась.
Излагайте по существу
Будьте краткими, удалите все маловажные элементы из своих историй. Не стоит упоминать в шутке, что вы ехали на арендованном Chevrolet Tahoe High Country с кожаными креслами, если единственное, что нужно знать аудитории – это то, что ваш автомобиль был арендован. Внимание публики ограничено, поэтому исключайте детали, которые не являются забавными.
Используйте смешные слова
Существуют слова, которые кажутся смешнее остальных и могут вызвать улыбку без какого-либо контекста. Так считает американский актер и стендап-комик Джерри Сайнфелд. Этот подход он использовал в истории про пирог с начинкой, который когда-то впервые появился на прилавках магазинов в США и показался чем-то невероятным: «Пирог внезапно появился в супермаркете… и мы были похожи на шимпанзе в грязи, играющих палками». По словам Сайнфелда, шутка заключается в том, что текст содержит четыре забавных слова: шимпанзе, грязь, игра и палки [Jerry Seinfeld Interview: How to Write a Joke | The New York Times, 2012].
Рассуждайте о человеческом
Не стесняйтесь задавать большие вопросы в своем выступлении. Скорее всего, подобные вопросы есть у каждого человека, и, затрагивая их в стендапе, вы налаживаете эмоциональную связь с аудиторией. В современном мире люди пытаются отделить себя от остальных, не понимая, что они мало чем отличаются друг от друга.
В конечном счете, мы все ищем любовь, смысл, понимание и общность. Поэтому смело рассказывайте со сцены о собственном отношении к реальности, и аудитория откликнется, узнав себя. Этого же мнения придерживается Нурлан Сабуров – стендапер, который в 2020 году вошел в рейтинг самых перспективных и признанных россиян до 30 лет по версии журнала Forbes. По его словам, стендап – это история личности с ее переживаниями и чувствами, а не просто человека, стремящегося рассмешить толпу [Нурлан Сабуров: «Если я занимаюсь стендап-комедией, это вовсе не значит, что я шучу везде и над всеми», 2017].
Развивайте чувство юмора
В этом вам поможет наш бесплатный курс «Чувство юмора». Здесь вы познакомитесь с теорией юмора, природой и формой комического, приемами построения шуток.
На самом деле, не существует секретных методов написания идеальных шуток, которые каждый раз будут вызывать смех публики. Со временем вы научитесь писать биты в собственном стиле. Главное – экспериментировать, ошибаться, анализировать провалы и не опускать руки. Такой же совет в одном из своих интервью дал комик и наставник российского стендап-шоу «Открытый микрофон» Иван Абрамов [Иван Абрамов: Комик должен быть приятным человеком в приятном луке, 2020].
8 советов начинающим стендап-комикам
Если вы все еще полны решимости стать отличным стендап-комиком, и уже набросали несколько уморительных шуток, вот 9 советов, которые вам пригодятся:
Тренер по актерскому мастерству и основательница театральной школы Hartt & Soul Acting Studio Кэтрин Хартт считает, что для хорошей комедии нужно много энергии. Если вы будете уставшим, это сделает ваше выступление натянутым и несмешным. Поэтому занимайтесь физической активностью, чтобы заставить кровь активно двигаться в вашем теле и мозге [5 Quick Comedy Tips, 2015].
И последнее. Помните, что вначале стендап-карьеры ваши сеты могут не быть умопомрачительно смешными, и если во время выступления вы не услышите много смеха, проигнорируйте желание испариться. Выйдете на сцену со смирением и покиньте ее с чувством собственного достоинства.
Теперь же, перед тем как подвести итог, предлагаем вам проверить, насколько хорошо вы разобрались в теме сторителлинга:
Старая пословица гласит: «Умереть легко, быть смешным – сложно». Чтобы преодолеть эту сложность, вы должны искренне любить комедийное ремесло и получать удовольствие от того, что делаете. Напишите шутки, отрепетируйте выступление, затем пойдите на сцену и повеселитесь. Будьте уверены в себе и рискуйте, друзья! Если вам весело, вы почувствуете прилив энергии, который поможет рассмешить аудиторию и сделать отличное стендап-шоу. Успехов!
Как становятся стендап-комиками: разговор со стендапером Никитой Некрасовым
Путь комедианта нелегкий, но очень увлекательный.
Здесь и далее фото @nekrasavaaaaa
Многим людям шоу-бизнес представляется волшебным миром, где все тобой восхищаются, а деньги зарабатываются быстро и легко. Массовый зритель наблюдает за Ольгой Бузовой, Данилой Милохиным, Давидом Манукяном, Алексеем Щербаковым и прочими современными селебрити, задумываясь о том, что наверняка он бы тоже так смог.
К сожалению, далеко не каждый обладает музыкальными данными или актерскими навыками, но практически любой человек может рассказать честную историю своей жизни, приправив ее остроумными наблюдениями, и сделать на этом фоне юмористическое шоу. По крайней мере, так кажется со стороны, и это подкупает.
Тем не менее, комедия — сложный жанр, в котором пусть и не надо петь, но необходимо органично держаться в кадре, быть смешным и понятным аудитории, а также постоянно заниматься мозговым штурмом, находя в повседневных вещах свои странности. По большому счету, в этом и есть вся суть юмора, однако тем, кто реально хочет знать, как становятся стендап-комиками, этих двух предложений будет мало.
На фоне растущей популярности комедийного жанра в России и потребностью многих людей в реализации, мы решили рассказать, как стать стендап-комиком с нуля и преуспеть на этом поприще. Для этого мы решили встретиться с человеком из мира комедии и задать ему несколько важных вопросов.
Им стал комик и резидент стендап-клуба «Патрики» Никита Некрасов, на счету которого участие в проектах «Стендап Андерграунд» на «СТС», «Шоу историй» на канале Stand-Up Club #1 и других шоу.
Playboy: Привет, Никита! Ответь-ка нам сходу, стоит ли сейчас становиться стендап-комиком?
Никита: Привет! Сходу скажу, что на этот вопрос должен отвечать не я, а человек, который думает попробовать себя в этом. Комедийного бума в России еще не было, но я считаю, что в дальнейшем это станет молодежным мейнстримом.
Сейчас даже кабельные каналы, которые смотрят дачники, имеют свое стендап-шоу. Очень много людей пришло в стендап за последнее время, и сейчас начинать гораздо сложнее, поскольку хорошие площадки и организаторы отдают предпочтения опытным комикам с эфирами.
Playboy: Как ты попал в комедию?
Никита: Я совсем немножко играл в КВН в регионе, потом был переезд в Москву, команды уже не было, а в юморе остаться хотелось. Я стал ходить на открытые микрофоны и перед армией началось что-то получаться, но пришлось уйти на службу. Когда вернулся, надо было начинать все заново. Юмор — это как качалка. Не занимаешься — перестаешь быть прикольным.
Playboy: С чего начать тому, кто хочет ворваться на телек во что бы то ни стало, затусить с Русланом Белым и подраться с Лехой Щербаковым?
Никита: Пожалуй, у Руслана с Лехой много друзей, с которыми они тусят, и они не нуждаются в новых знакомствах. Ворваться в телик в стендап-шоу — это большая работа. Просто так не ворвешься. Нужно затратить много усилий.
Playboy: Как ты относишься к женской комедии?
Никита: Как я могу к ней относиться? Комедия — это общий дом. Я рад, что существует проект «Женский стендап», хотя проекта «Мужской стендап» — нет. Все остальные проекты для всех.
Playboy: Какие шутки никогда не работают?
Никита: Несмешные. Глупый, но правдивый ответ. Практика показывает, что если шутка смешная, она везде будет смешная. В большинстве случаев.
Playboy: А какие шутки всегда заходят?
Никита: На этот вопрос у меня нет точного ответа. Был пример, когда в клубе собрался почти женский зал. Просто так вышло, что было всего три мужчины. Поэтому шутки моего друга про службу в армию, конечно, заходили, но гораздо слабее, чем должны были. Я видел, как они работали на другой зал. Поэтому иногда реакция на шутку зависит не только от ее содержания, но и от обстоятельств.
Playboy: Кто твой любимый комик и кого ты презираешь в комедии?
Никита: Я люблю Дэйва Шапелла, Эндрю Шульца, Дэниэла Слосса, Джима Джеффриса. Из русских понравился сольник Руслана Белого «Индикатор» и Саши Малого «Консьерто Вульгар». В комедии никого не презираю.
Playboy: Откуда брать идеи для вдохновения?
Никита: Не знаю, знал бы, был бы счастлив. Само придет. Мне кажется, важно заряжать себя эмоциями. Поездки, концерты, прикольное и интересное времяпровождение, не обязательно связанное с юмором. Вот, что нам может помочь.
Playboy: Нужно ли быть смешным, чтобы делать комедию?
Никита: Надо быть органичным и не делать из себя веселого парня, если таким не являешься. Быть самим собой.
Playboy: Правда ли, что комики в основном депрессивные люди?
Никита: Думаю, в целом творческие люди таковы. Они все эмоционально зависимы от многих вещей. Если вдруг у тебя ничего не пишется уже недели две, вряд ли ты будешь ходить веселым.
Playboy: Что делать, когда люди не смеются над твоими шутками?
Никита: Принять это (смеется). Ничего не поделаешь, такое бывает постоянно, это часть пути. Можно прямо на сцене сказать: «Я еще подумаю над этой шуткой» и приступить к другой.
Playboy: Что должен испытывать начинающий комик, когда выходит на сцену?
Никита: Ему должно это нравиться, иначе зачем все это? Страх, боязнь облажаться — это все абсолютно нормально.
Playboy: Как заработать много денег на стендапе (или хотя бы сколько-нибудь)?
Никита: Если ты начинающий комик, не думаю, что стоит задумываться об этом. На данный момент стендап приносит мне деньги и на них можно жить, но очень скромно, поэтому у меня еще есть работа. Пока я отношусь к этому, как к нерегулярно оплачиваемому хобби, но начинающего комика должно интересовать творчество, а не баблосики.
Playboy: Будут ли меня любить девчонки, если я буду стендапером?
Никита: Если ты будешь ходить в зал и следить за собой, это принесет гораздо больше успеха. Большинство комиков рассказывают свои шутки с позиции жертвы и думаю вряд ли это смотрится сексуально для девушек.
Но не все такие. Если ты прикольный харизматичный тип на сцене и только что разорвал зал, женское внимание ты получишь.
Playboy: Что надо почитать и кого надо посмотреть, чтобы научиться комедии?
Никита: Стоит прочитать «Библию Комедии» от Джуди Картер. Прочитать, но не слепо следовать ей. Просто сделать выводы. Стендап — это опыт частых выступлений и писанины.
Бонус: методичка по стендапу от Никиты Некрасова
Привет, будущая звезда комедии! Тебе предлагается методичка по стендапу от Никиты Некрасова.
Сначала нужно написать три минуты своего роскошного юмора. Мы знаем, что у тебя есть много историй и приколов на 40 минут, но тебе дадут всего три. Тем более три минуты — это отличный тайминг для того, чтобы начать.
Как только ты написал монолог, который перевернет игру, тебе надо найти, где выступить. Вводишь в поисковике «Открытый микрофон для начинающих комиков» и кликаешь на один из предложенных вариантов. Но приготовься к тому, что там могут быть условия.
Например, нужно будет привести двух друзей. Если вдруг у тебя нет двух друзей, задумайся и потрать (или займи у кого-нибудь) 300 рублей, чтобы выступить в понедельник на коммерческом микрофоне в стендап-клубе на Арбате.
Пройдет немного времени, и ты либо бросишь, либо станешь легендой юмора и сможешь ходить на открытые микрофоны бесплатно и без друзей! Еще у тебя будут платные выступления. Потом ты станешь креативным продюсером, придумаешь свой сериал и возьмешь меня работать автором. Но пока — просто напиши три минуты, найди двух друзей и проверь, понравится ли тебе все это.