Стихи растут как звезды
Стихи растут, как звезды
Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: — Откуда мне сие́?
Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Роза грешная моя.
М.Цветаева
«Стихи растут, как звезды и как розы»
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: «Откуда мне сие?»
Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.
Сказка о красной розе
Даже невзрачный шиповника куст,
Весь расцветал от возвышенных чувств.
И вызывая всеобщий скандал,
Розу кузиной своей называл.
Всем непременно казалось из них,
Что он достойный для розы жених.
Пусть бы решила весь сад обойти,
Партии лучшей, чем он не найти.
Розу слегка забавляла их спесь.
Но, не взирая на сладкую лесть
Не отвечая взаимностью им,
Сердце ее оставалось пустым.
Гордой она недотрогой слыла.
Видно заморского принца ждала.
В острых шипах был ее стебелек.
И подступиться никто к ней не мог.
Благоухая красою своей
Нежная роза жила без друзей.
От одиночества, маясь тоской,
Плакала роза прозрачной росой.
Уж не мечтая под шепот ветров,
Встретить однажды большую любовь.
Но вдруг внимание розы привлек
Добрый, веселый, простой василек.
Чтоб благосклонность его обрести,
Стала она еще ярче цвести.
Думал с обидой шиповника куст,
Весь, негодуя от яростных чувств:
«Как допустить это роза могла,
Сердце простому цветку отдала?
Это всего лишь нелепый пассаж,
Розы капризной минутная блажь?
Ей бы представить судьбу свою впредь,
Чтобы потом не пришлось сожалеть»
Было чванливым цветам невдомек,
Чем же прельстил ее вдруг василек?
Он неказист, не высок, не богат.
Нет у него ни дворцов, ни палат.
Он совершенно не знает манер.
Разве такой нужен ей кавалер?
Розу не трогала злая молва.
Счастье она, наконец, обрела
С веток исчезли оковы шипов.
Вот, что порой вытворяет любовь!
Пусть василек грош имел за душой,
Был он на выдумки мастер большой.
Розе он зонтик складной смастерил.
Этим ее навсегда покорил.
Ждал нашу сказку счастливый конец.
Розу повел василек под венец.
И всем на зависть под звездным шатром
Свадьбу сыграли они вечерком.
Автор: Людмила Ярославцева
Роза, один из наиболее распространённых мифопоэтических образов. В пределах многообразного и ёмкого «цветочного» кода Роза занимает ведущее место. Так, Брахма, споривший о цветах с Вишну, отдал предпочтение сначала лотосу, но, увидев Розу, показанную ему Вишну, признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну. В древности с образом Розы связывали радость, позже — тайну, тишину (ср. лат. sub rosa, букв, «под розой» как обозначение тайны), но и любовь. Последнее значение стало наиболее устойчивым элементом символа. Вместе с тем в Греции, Риме, Китае и позже в ряде германоязычных стран она стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко её превращали в цветок загробного царства. Пиндар, Проперций и Тибулл воспевают «Розу Елисейских полей». С другой стороны, розы на могилах мучеников отсылают к идее воскресения. Более полный набор символических значений розы включает: красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину. Роза может выступать как символ солнца, звезды, богини любви и красоты (в Древнем Риме Роза связана прежде всего с Венерой, по ряду версий она произошла от слез Венеры), женщины (преимущественно — красавицы; не случайно большое разнообразие «розовых» имён: Роза, Розина, Розита, Розетта, Розалия, Розалинда, Розамунда, Роза бланка и т. п.). У арабов роза, напротив, мужской символ, в еврейской каббале Роза — образ единства.
В поэтическом цикле Вяч. Иванова «Rosarium» Pоза связывает воедино бесконечное число символов, сопровождая человека от колыбели через брак к смертному ложу, и является как бы универсальным симво-лом мира и человеческой жизни. Образ Розы присутствует во многих про-изведениях искусства (Роза — один из основных и древнейших видов орнамента, мистическая роза на витражах средневековых храмов). Роза знаменует совершенно «божественную» гармонию мироздания. В Швеции само понятие «народных росписей» обозначается как «rosemalning», т. е. «живопись Р.». С 12 в. роза вводится в геральдику, став одним из наиболее устойчивых её знаков. В барочной живописи 17 в. (Испания, Фландрия) роза нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты. Существуют различные версии объяснения цвета розы (розового, красного и др.) и происхождения видов. По одной версии, роза стала красной, когда на её лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом во время поисков ею убитого Адониса. Иная мотивировка — белая Роза зарделась от удовольствия и стала красной, когда её поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева.По другой версии, Роза покраснела из-за неосторожности Купидона, уронившего каплю вина на Розу. С Купидоном связывают и происхождение шипов Розы. Вдыхая благоухание Розу, Купидон был ужален пчелой; разгневавшись, он выстрелил в розовый куст стрелой, и она превратилась в шип. По другому варианту, происхождение шипов связано с Вакхом, который, преследуя нимфу, оказался перед непреодолимой оградой из терниев и приказал ей стать оградой из Роз, Однако позже, увидев, что такая ограда не может удержать нимфу, Вакх снабдил Розу шипами.Отчасти сходная версия известна по этиологическому преданию алгонкинских индейцев (Глускабе, чтобы удержать животных от поедания цветов, сделал розы колючими). Согласно раннехристианской традидии, до грехопадения Роза не имела шипов. Красный цвет розы объясняется кровью Христа, пролитой на кресте (красные Р.нередко связывались с огнём; известен мотив превращения пепла сожжённых христианских мучеников в красные розы; ср. иранскую легенду, о Заратуштре, которого уложили с целью умерщвления на горящее ложе, превратившееся, однако, в ложе из Роз), а тернии розы соотносились с терновым венцом.
Исключительную роль играет розы в символике иранской литературы и искусства. Традиционен мотив любви соловья к Розе: когда её срывают, соловей вскрикивает; Роза красна от крови влюблённого в неё соловья и т.п. Не менее известен мотив, объединяю-щий розы и вино. Арабская мусульманская традиция знает образ белой Розы — пота, выступившего на Мухаммаде на его пути к небу и упавшего на землю. В германской традиции Роза принадлежат карликам, гномам, феям и находятся под их неусыпной защитой.
В западной традиции — безукоризненный, образцовый цветок, символ сердца, центра мироздания, космического колеса, а также божественной, романтической и чувственной любви.
Таинственность.
Очень сложный символ. Амбивалентна:
— небесное совершенство и земная страсть;
— время и вечность;
— жизнь и смерть;
— плодородие и девственность.
Вместе с лилией занимает место восточного лотоса — мистическая роза — его символический аналог.
Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы.
Медуницы и осы тяжелую розу сосут,
Человек умирает, песок остывает согретый,
И вчерашнее солнце на черных носилках несут.
Ах, тяжелые соты и нежные сети,
Легче камень поднять, чем вымолвить слово «любить»,
У меня остается одна забота на свете,
Золотая забота, как времени бремя избыть.
Словно темную воду, я пью помутившийся воздух,
Время вспахано плугом, и роза землею была,
В медленном водовороте тяжелые нежные позы,
Розы тяжесть и нежность в двойные венки заплела.
Четырехлепестковая — четверичное деление космоса.
Пятилепестковый цветок дикой розы, по мнению древних, был выражением Вселенной, состоящей из пяти стихий-элементов: огня, воды, земли, воздуха и эфира, а также безостановочного повторения эпох в круге Вечности. Кроме того, пятилистник — это пентаграмма, эмблема колдовства и чародейства, микрокосм.
Шестилепестковая — макрокосм.
Семилепестковая — связана с семью: сторонами пространства, днями недели, планетами, ступенями совершенства и т. д.
Восьмилепестковая — возрождение.
Николай Гумилев «ДВЕ РОЗЫ»
Одна так нежно розовеет,
Как дева, милым смущена,
Другая, пурпурная, рдеет,
Огнем любви обожжена.
А обе на Пороге Знанья.
Ужель Всевышний так судил
И тайну страстного сгоранья
К небесным тайнам приобщил?!
Христианство
В христианстве роза — цветок рая, благодаря своей красоте, совершенству и благоуханию. Белая роза — невинность, чистота, целомудрие, Дева Мария; красная — милосердие и мученичество, она выросла из капель крови Христа на Голгофе. Гирлянда роз — символ небесного блаженства и Богородицы как Розы Небес, Роза Шарона — это церковь. Шипы розы — это грехи, начавшиеся с Грехопадения, а «роза без шипов», или Мистическая Роза, — это Богородица, освобожденная непорочным зачатием от последствий первородного греха. Золотая роза — эмблема Папы, означающая также особое папское благословение. Роза является также эмблемой святых Анжелы, Кекилии, Дорофеи Каппадокийской, Елизаветы Венгерской, Розалии, Розы из Лимы и Розы из Витербо.
«Куст алых роз» Уильям Мейкпис ТЕККЕРЕЙ
Куст алых роз опять заполнил утро ароматом,
Зимой он стыл в тоске усталых грез, зовя весну.
Расцвел улыбчивый рассвет на лепестке крылатом,
Луч солнца пробудился вновь у певчих птиц в плену.
Пронизана листва густая соловьиной трелью,
Где прежде только вихрь шальной в нагих ветвях свистел;
Ты спросишь у меня, к чему звон птичьего веселья –
Луч солнца пробудился вновь, и лес помолодел.
Дано песнь птице обрести в сиянье дня земного,
Как и стыдливой розе – цвет пылающих ланит.
Певучий солнца луч заполнил мое сердце снова.
Кто догадался, отчего лицо мое горит?
1848 г.
Перевод А.Солянова
РОЗА, РАСПОЛОЖЕННАЯ В ЦЕНТРЕ КРЕСТА, ЗАКЛЮЧЁННАЯ В КВАДРАТ – Это символ, который предполагает выход в следующее измерение, в мир более свободный, но всё же ограниченный и имеющий другое символическое обозначение. По замыслу Творца, люди – это свободные души, розы, пригвождённые к материальному миру, то есть имеющие с ним теснейшую связь. Сквозь Врата, открывшиеся нашему новому сознанию, мы должны пройти в тонкий мир и обрести в нём свободу.
Т. Платонова. «Рождение Младенца Христа»,
Иван Мятлев
————-
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих!
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты.
Венка из роз искала молодая,
И я сорвал заветные цветы.
VIA DOLOROSA – Наш путь – это следование по пути Христа, пути распятия розы на кресте, что означает жизнь в ограниченном пространстве. Свободная душа со всех сторон сдавливается материей. Её заставляют принять определённую форму и существовать в четырёх мерном мире, символически обозначаемой квадратом (или крестом). Роза, находящаяся в центре креста (заключённая в квадрат), предполагает выход в следующее измерение, в мир более свободный, но всё же ограниченный и имеющий другое символическое обозначение. Мы следуем за Христом по Солнечному пути. Это путь скорби.
Т. Платонова. «Рождение младенца Христа».
Бальмонт Константин «Алая и белая»
Мы встретились молча. Закат умирал запоздалый.
Весь мир был исполнен возникшей для нас тишиной.
Две розы раскрылись и вспыхнули грезой усталой, –
Одна – озаренная жизнью, с окраскою алой,
Другая – горящая снежной немой белизной.
И ветер промчался. Он сблизил их пышные чаши.
Мы сладко любили на склоне предсмертного дня.
Как сладко дышали сердца и созвучия наши!
Что в мире рождалось воздушнее, сказочней, краше!
Зачем, о, зачем же закрылась ты – прежде меня?
РОЗА СВЕТА – Это существо, которое оценивает по достоинству служение элементалов. Это Вознесённая Владычица, которая представляет дух Женщины и дух Матери в Новом Веке. Она управляет процессом раскрытия чакры сердца и распространением света из него. На Атлантиде Роза Света хранила огонь Любви на Алтаре Исцеляющей Любви.
Роза Света является представителем союза сестёр, продолжающих традиции жриц Священного Огня. Она ухаживала на Атлантиде за садом и храмом, посвящённым раскрытию Божественного Плана души. Сады были полны роз, каждая из которых была посвящена расцветающей душе, раскрывающей свою божественность. Она выявляла тех, кто был готов выйти из мира и следовать Пути, и направляла их. Она помещает в чакру сердца мыслеформу и проявление Розы Света, раскрывающей лепестки, которые умножают 12-ь лепестков Анахаты. Мы можем иметь тысячелепестковую чакру сердца, ибо количество лепестков увеличивается благодаря пламени милосердия, сострадания и мудрости.
Э. Профет. «Взойди на высочайшую Вершину»,
М. и Э. Профет. Владыки и Их Обители,
2.Роза сердца. Душа, семерична Она имеет 7-ь лепестков. Универсальное Учение говорит о 7-и покоях сердца: 3-х высших и 4-х низших. Роза Сердца тесно связана со святилищем головы. Если 7-ь лепестков Души сумеют проявиться в 7-ричном сердце, в святилище головы зажгутся 7-ь огней. Там проявятся 7-ь Лучей Семеричного Духа, ибо голове предназначено стать вместилищем Духа. Тогда 7-ь аспектов Духа смогут проявиться в сотрудничестве с Душой, и, тем самым, проявиться в теле. Тогда Дух, Душа и Тело вновь обретут удивительное Единство
Ян Рэйкенборг. «Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста».
Северянин Игорь «Чайная роза»
В пруде любуется фасад
Своей отделкой прихотливою;
И с ней кокетничает сад,
Любуясь розою стыдливою.
А между тем, с огней зари
И до забвения закатного,
В саду пигмеи, как цари,
Живут в мечте невероятного.
Что станет с розой, если весть
О ней дойдет до них случайная.
И не успевшая расцвесть,
Спешит увянуть роза чайная.
1909
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
«Литературное творчество: размышления»
«Литературное творчество: размышления»
Пленительная тайна стихотворений
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
Один ответ: «Откуда мне сие?»
Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.
Поэзия. Стихи. Почему мы так мало читаем? В стихах есть пленительная тайна, которая наполняет нашу жизнь красками. Когда мы читаем – попадаем в другой необыкновенный мир. Мы представляем себя на месте лирических героев. В этом мире душа парит, ей открыты безграничные просторы. И вот ты уже находишься не дома с книгой в руке, а далеко от всех, вдали от суеты и невзгод.
Марина Цветаева – великая русская поэтесса ХХ века. Для неё поэзия – это смирение с всегдашним бытовым и душевным неустройством, придаваемое ей силы переносить удары судьбы. Она находила утешение и спокойствие в своём творчестве, ведь её реальная жизнь приносила боль и разочарование. Её поэзия преодолевает все невзгоды любви, жизни, надежды. Стихотворение «Стихи растут, как звезды и как розы… » пропитано вдохновением, которое возвышает все духовные, нравственные, психические и физические возможности человека. Здесь стихи сравниваются с самым красивым, что есть в нашей жизни: со звёздами, с розами. Оно проникнуто ярким и светлым настроением. В каждых строчках присутствует восторг, которым Марина Цветаева делится со всем миром. Её мир одновременно приземлённый и небесный, так как звёзды находятся в космосе, а цветы растут на земле.
При прочтении стихотворения мне представляется такая картина. Где-то на берегу моря в маленьком каменном доме спит мечтающий человек. Ему снится прекрасный сон. В нём небесный гость приглашает человека в страну поэзии. Она наполнена светом, яркими красками, отблесками лучей солнца. После такого сна понимаешь, что к тебе приходило вдохновение.
Стихотворение написано пятистопным ямбом. Этим размером Марина Цветаева подчеркивает яркость своих чувств. Поэтические образы созданы с помощью таких средств выразительности, как сравнения, эпитеты, перифраз. Также использовано обращение и повелительно наклонение. Марина Цветаева, обращаясь к миру, заставляет, можно сказать, приказывает прислушаться к ней и понять её неисчерпаемый поток мыслей.
Поэзия. Стихи. Почему же мы так мало читаем? Ведь в стихах есть пленительная тайна, которая наполняет нашу жизнь новыми впечатлениями, светом, чувствами…
Я скажу не надо рая,
дайте родину мою
Ничто не заменит родные края, Никто не отнимет их у меня. (с)
«Я скажу не надо рая, дайте родину мою». Эти замечательные строчки принадлежат великому русскому поэту Сергею Есенину. Он любил свою семью, родную деревню, цветущие травы, берёзовые рощи, и всё это он запечатлел в своих стихах. Его звонкое, песенное, чистое и сильное слово покорило Россию. Несмотря на трудное время, он вселял в людей дух победы и патриотизма. Октябрьская революция не сломила Есенина, а, наоборот, закалила в нём дух и слово поэта.
«Я скажу не надо рая, дайте родину мою». Ничто так не согревает душу, как любовь к родному краю, в котором ты родился, в котором ты сделал свои первые шаги, в котором ты совершал ошибки, но шёл дальше, осознавая их. Семья. Она оберегает тебя с первой минуты твоего рождения. Это самые близкие люди, на которых ты всегда можешь положиться. Они пройдут с тобой все жизненные препятствия и всегда будут молиться за твою сохранность и здоровье. Родной дом. Это место не заменит никакой райский уголок. В нём нет теплоты и уюта, которые есть в твоём доме. Ничто не сможет его заменить. Любовь. Это чувство везде будет с тобой. Прежде всего, это материнская любовь. Только мама способна понять без слов, простить, помочь, согреть. Такую любовь не променяешь ни на какие сокровища. А те, кто променяют, останутся ни с чем.
«Я скажу не надо рая, дайте родину мою». Эти слова звучат, как гимн, как призыв. Не сломить того человека, который ни за что не продаст свою родину, не затмить его память шелками и золотом. Только любовь к родине согревает его в моменты боли и отчаяния. Клеймо на сердце, верность на устах. Где бы ты не находился, душа всегда вернёт тебя назад, на родину.
Анализ лирического произведения М.Цветаевой
Разделы: Литература
1 урок.
Ход урока
I. Стадия обнаружения.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение (текст распечатан для каждого ученика, все наблюдения фиксируются на этом листе).
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота – ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы –
Один ответ: – Откуда мне сие?
О чем это стихотворение? Можно ли понять его смысл, не уточнив значение некоторых фраз и слов? Верна ли Цветаева традициям употребления пунктуационных знаков?
II. Стадия усвоения нового учебного материала.
Стихотворение может быть отнесено к лирике мысли. Весь текст воспринимается как итог размышлений об одной из тайн мастерства поэта. Извечная тема «поэт и поэзия» скорректирована и может быть определена как «происхождение и механизм рождения стиха». На философский и резюмирующий характер указывает предельная сжатость поэтической речи, стремление к афористической четкости.
1. Тема «поэт и поэзия», «происхождение и механизм рождения стиха».
2. Философский характер, предельная сжатость поэтической речи, стремление к афористической четкости.
3. Идея, композиция. В первой строфе вопрос, во второй – ответ. Идея стихотворения: стихи заключают «законы» и «формулы» красоты.
5. Обсуждение стихотворения.
— Что значит АПОФЕОЗ?
Комментарий. В первой строфе звучит лаконичный вопрос («Откуда мне сие?»), во второй – ответ на него: поэт способен познать непознаваемое и разгадать не поддающееся разгадке, то есть «закон звезды», «формулу цветка». Происходит это «во сне», который традиционно связан с отрешением от земного и косного, где оказывается ненужной красота. Не случайно в первой же строке содержится сравнение стихов со звездами самым притягательным образом, символизирующим вечное, незыблемое и недосягаемое. Сравнение, однако, здесь троекратное – многосоюзие (три «как») соответствует трем названным предметам, которым возможно уподобить стихи. Наряду со звездами это «красота» – понятие цельное, не получившее, да и не требующее в стихотворении дальнейшей расшифровки, и розы. Последние во второй строфе становятся «цветком», обобщение происходит вследствие того, что в представлении поэта цветок интересен не своей ботанической сущностью (поэтому конкретизация излишня), а связью со звездой. Он – земное воплощение звезды или, возможно, ее отражение, или, скорее, явление звезды среди прозаических вещей – «сквозь каменные плиты».
На эту загадочную связь указано через перифраз – «небесный гость в четыре лепестка», через метафору – «растут» (и звезды, и розы растут). Стихи, в первой строфе сопоставленные со звездой и цветком благодаря той же метафоре, во второй оказываются средоточием «открытого» поэтом родства красоты небесной и земной. Стихи заключают «законы» и «формулы» красоты. Это прекрасное, понятое абсолютно, объективированное. Такова идея стихотворения. Ее значимость подчеркнута риторическим обращением – восклицанием: «О мир, пойми!»
Размер стихотворения – пятистопный ямб с пиррихием во всех строках, кроме четвертой и седьмой, осложнен удлиненными клаузулами в нечетных стихах.
Обе строфы – четверостишия имеют перекрестную рифмовку. Рифма точная, за исключением рифмующихся «семье – сие»; в первых и третьих строках – женская, во вторых и четвертых – мужская.
III. Стадия «ликвидация незнания».
Задание: обобщите свои наблюдения, ответив письменно на вопрос «Какие средства поэтической выразительности использует Цветаева, чтобы раскрыть тайну рождения стиха?»
Требования: 1 абзац – средства, 2 абзац – вывод, связанный с идеей. Цитирование минимально.
2 урок.
IV. Стадия применения нового материала
Интерпретация стихотворения (обобщить). Объем сочинения 2-3 страницы.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение.
Урок проводился в 9 классе. Технология позволила усовершенствовать навыки анализа достаточно сложного для понимания поэтического текста, чему способствовала четкая организация процесса.
Ученические работы свидетельствуют о достаточном уровне усвоения учебной информации и сформированности необходимых навыков.
Таким образом, цели урока достигнуты, технология урока упростила восприятие сложного учебного материала и предоставила учащимся механизм приобретения знаний.