Свойства организации как процесса
Организация как объект. Организация как процесс
Понятие «организация» имеет три разных толкования: как объект (структура), как процесс и как свойство.
Организация как объект управления – это объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения определенных общих целей. В этом случае организация отождествляется с понятием структуры, т. е. составом системы и её различных иерархий.
Организация как объект обладает упорядоченной внутренней структурой. В ней сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Она самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла.
Организация как процесс – это систематизированное сознательное объединение действий двух или более людей, направленное на достижение поставленных перед ними целей. Основными составляющими любой организации являются цели, персонал, управление. Организация определяется как процесс или деятельность организатора, менеджера, т. е. организация рассматривается как одна из функций управления, направленная на приобретение объектом новых свойств и характеристик.
Организация как свойство системы – это степень упорядоченности или организованности (порядка) системы, например, степень упорядоченности движения материальных производственных потоков в пространстве и во времени или степень упорядоченности отношений между людьми.
Организация как структура характеризуется рядом основополагающих признаков:
1 Наличие цели, стоящей перед ней.
2 Наличие в организации некоторого числа участников, которые, дополняя друг друга, объединяя свои усилия, обеспечивают реализацию ее цели.
3 Наличие внутреннего координирующего центра.
4 Координация всех внутренних процессов на основе принципа саморегулирования.
5 Обособленность, наличие границ, отделяющих ее от внешнего окружения, в том числе от других организаций.
6 Организационная культура, представляющая собой совокупность норм поведения, традиций, символов, всего того, что отличает данную организацию от других.
Деятельность любой организации определяется несколькими группами переменных факторов. Первичным фактором является внешняя среда, определяющая границы организации, ее структуру, особенности внутренних процессов, взаимоотношения между людьми. Организация постоянно приспосабливается к внешней среде, оценивает по ее реакции успешность своих действий. Любая организация нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом каждая организация должна отдавать что-то во внешнюю среду. Внешняя среда включает политические, экономические, экологические условия и организации, в том числе конкурирующие; поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д. Внешнее окружение компании можно представить в виде двух сфер: 1) общее внешнее окружение организации, которое отражает состояние общества, экономики, природной среды и не связано с конкретной организацией. Общее окружение является более или менее одинаковым для подавляющего большинства организаций. 2) непосредственное деловое окружение компании. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно связаны или непосредственно воздействуют на деятельность данной конкретной организации, при этом последняя также может оказывать на них влияние.
Другим первичным фактором является внутренняя среда. Ее образует совокупность средств производства, персонал с его культурными традициями, ценностями, производственные и информационные процессы, взаимоотношения в коллективе. Основными внутренними переменными в любой организации являются цели, структура, задачи, технология и люди (работники).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы
Организация – это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять. Эти обязанности распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают.
Цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта. При таком состоянии достигаются наивысшие результаты (количественные и качественные).
Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешнюю среду, с которой организация находится в состоянии постоянного обмена (рис. 2.). На входе она получает ресурсы из
внешней среды, на выходе она отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов:
При этом ключевую роль выполняет процесс управления, который поддерживает соответствие между этими процессами, а также мобилизует ресурсы организации на осуществление этих процессов.
Управление – это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические исполнители). Центральное место в управлении занимает менеджер. Он возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений, именно он несет всю полноту ответственности за результаты работы коллектива (рис. 3).
Рис. 3. Элементы процесса управления
Менеджер – руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Специалисты – работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. Труд названных работников обслуживают технические исполнители: секретари, референты, техники, архивариусы и т.д.
Организация как процесс и как объект
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.09.2013 |
Размер файла | 15,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Санкт-Петербургский государственный университет
Информационных технологий, механики и оптики
организация специализация интеграция формальный
по дисциплине: «Теория организации»
на тему: «Организация как процесс и как объект»
Выполнил: студент Надеин И.А
Проверила: Борисова И.А
1. Организация. Определение
2. Организация как объект
3. Организация как процесс
1. Организация. Определение
Организации, созданные человеком (людьми), характеризуются наличием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования. Необходимо отметить, что организация, входящая в более крупную организацию, является для последней ресурсом.
Появление и развитие организаций исторически неразрывно связано созданием и развитием государства и изменением социальности людей. Человек, как часть социума, всю свою жизнь является составляющей частью организаций. Современный человек рождается, учится, работает и умирает при прямом участии организаций.
Можно выделить 2 наиболее широких спектра понятия «организация»:
По российскому законодательству организации подразделяются на российские и иностранные:
Однако единой классификации организаций нет.
2. Организация как объект
Темой же аналитической записки является рассмотреть организации с двух сторон:
организация как объект и организация как процесс. Рассмотрим первый вариант.
Организация как объект представляет собой искусственную коалицию людей, являющуюся элементом или частью общественной структуры и выполняющую определенные функции. Например, это предприятия, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы, созданные по профессиональному или иному другому признаку.
Организации разделяются на формальные и неформальные.
— Организации, имеющие целью выпуск конечного продукта или услуг, называются производственными организациями.
— Организации, имеющие целью оказание услуг, чаще всего называют предприятиями сферы обслуживания.
— Организации, оказывающие услуги двум и более организациям (или физическим лицам) и при этом выполняющие роль третьего лица, называют посредническими организациями.
К наиболее распространенным непроизводственным организациям относятся:
1. государственные (правительство, вооружённые силы, …)
2. общественные (политические партии, объединения …),
3. культурные (образовательные фонды, музеи …),
4. военные (общества ветеранов, армия …),
5. спортивные (клубы, ассоциации, лиги …),
6. религиозные (церковь, секты …),
7. преступные (финансовые пирамиды, бандитские формирования …),
Существуют организации смешанного характера, где нижестоящие организации входят в вышестоящие как ресурс (например: трест, объединение, министерство).
К организациям смешанного характера следует отнести государство. Цели государства, как организации, частично изложены в конституции, а также военной доктрине и других документах.
Так же существуют некоторые законы организации в менеджменте, невыполнение которых может привести к сбою в функционировании предприятия и к недостижению его основных целей.
— Закон специализации. Современный процесс производства основан на применении новых технологических достижений, технологических процессов, хорошей организации труда на производстве и информационных систем. Для того чтобы профессионально управлять производством нужны узконаправленные навыки и знания в самых разных областях науки и технических новаций.
— Закон интеграции. Организация как объект менеджмента не может функционировать должным образом без этого закона. Интеграция или объединение в менеджменте обусловлена потребностями производства и качественного управления им. Это своего рода объединение управленческих действий и подразделений в один производственный процесс, который и называется предприятием. К интегрирующим факторам можно отнести цели и задачи предприятия, интересы и потребности рынка.
— Закон экономии времени. Этот закон актуален не только для материального производства. Любая экономия в конечном итоге сводится к экономии времени. Это очень характерно для менеджмента в целом, в котором этот закон называют законом управления временем. Эффективность достижения поставленных целей в большой степени зависит от скорости реакции управленца, менеджера, на конкретные потребности рынка и от скорости мобилизации всех внутренних и внешних факторов с целью удовлетворения этих потребностей. Организация как объект менеджмента тем конкурентоспособнее, чем быстрее менеджер решит возникшие вопросы.
3. Организация как процесс
То есть, организация, как процесс, существует в виде системы, работающей для достижения поставленной цели в определенных условиях, в рамках установленных сроков, причем обязательным становится использование специально разработанных методов, направленных на оптимизацию расходования ресурсов и сокращение всевозможных затрат.
Но если рассматривать организацию, применительно к производственным отношениям, то она уже выступает, как система мер, направленных на рациональное сочетание всех элементов производства (рабочие силы, предметы труда, орудия труда) во времени и пространстве.
Однако, организация не состоит из одного конечного процесса, напротив, процессов может быть множество, которое в итоге и составит полноценный, комплексный процесс организации. Но, все же, все процессы, подлежащие организации, объединены в определенные виды:
Организация управления не односложный процесс, поэтому он включает в себя определенные элементы:
— тип организационной структуры
— характер власти руководителя
Как и любое другое явление, процесс организации обладает также своими характерными признаками:
1) Всегда определяется управленческими кадрами, независимо от того, сколько существенно техническое оснащение процесса управления
2) Представляет собой часть целенаправленного процесса разделения труда
Обеспечивает единство организационных процессов, продуктивной работы сотрудников и управленческих процессов.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие группы и ее значимость. Характеристика и принципы подразделения на типы формальных групп. Механизмы образования формальных и неформальных организаций. Процесс развития различных видов организаций и социальные причины вступления в них людей.
курсовая работа [35,0 K], добавлен 14.01.2012
Природа и характеристика группы в организациях. Взаимодействие формальных и неформальных групп в организации. Управление влиянием формальных и неформальных структур. Ситуационные характеристики группы. Основные причины вступления в неформальную группу.
курсовая работа [43,0 K], добавлен 04.12.2014
Общие законы управления: специализации, интеграции и экономии времени. Соответствие потребного и располагаемого времени при решении задач менеджмента. Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
презентация [4,8 M], добавлен 25.12.2013
Примеры формальных и неформальных организаций. Характеристика сложной организации: цели, основные ресурсы, факторы внешней среды, проявления горизонтального и вертикального разделения труда. Роль руководителей низового, среднего и высшего звена.
контрольная работа [977,5 K], добавлен 16.03.2015
Определение понятия и сущности организации. Рассмотрение основных видов организаций, а также типов их правовых форм. Классификация предприятий по принадлежности капитала. Особенности адаптивной, проектной и матричной структуры современной организации.
презентация [224,3 K], добавлен 28.01.2016
Свойства организаций
Сущность организации как процесса или системы определяется не столько формой ее представления, сколько внутренним содержанием, отражающим возможности использования и развития ее потенциала. Свойства организации — это совокупность проявлений, отражающих общие, характерные и специфические черты.
Именно свойства раскрывают и выражают потенциал любой организации, свидетельствуя возможность ее функционального применения и содержательного взаимодействия с другими процессами и системами.
Исследование свойств организации осуществляются универсально, независимо от ее природы, проявления, использования и взаимодействия. Это необходимо для того, чтобы выделить основополагающие, действительно организационные, характерные как процессам, так и системам общие свойства, описывающие их реальные проявления и перспективный потенциал функционирования и развития.
Например, прибыль промышленной фирмы при прочих равных внешних условиях изменяется в зависимости от эффективности работы входящих в нее подразделений, которая (при одной и той же формальной структуре организации и принципах стимулирования труда) определяется качеством персонала, стилями руководства, личными взаимоотношениями и т. д.
Другой пример. В большинстве случаев эффективность работы группы из 7 человек выше, чем группы, в которую входят 17 сотрудников. Многие психологи считают, что рабочая группа (руководитель плюс взаимодействующие между собой исполнители), с точки зрения эффективности и оперативности руководства, взаимодействия членов и экономии средств должна иметь численность не менее 5 и не более 9 человек (так называемый закон «7 плюс‑минус 2»)
Свойство эмерджентности. Эмерджентность означает несовпадение цели организации с целями входящих в нее частей. Например, цель фирмы состоит в получении максимальной прибыли при минимальных расходах на рабочую силу. Персонал организации руководствуется целью максимизации заработной платы при минимизации затрат труда.
Другой пример: система «государство», цель которого — получение максимального объема налоговых поступлений. цель же подсистемы «народ» — максимизация доходов ее частей, а значит, минимизация налоговых отчислений. очевидно, что цели системы и подсистемы не совпадают: при необоснованно большом повышении ставок налогов население будет скрывать доходы.
Свойство синергии. Под синергичностью понимается однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возрастанию (умножению) конечного результата.
В управлении организацией синергичность означает сознательную однонаправленную деятельность всех членов коллектива (подразделений) в стремлении к общей цели.
Свойство мультипликативности. Это управляющие действия или стихийные процессы, направленные на умножение эффективности системы. Например, реконструкция производства позволила фирме добиться резкого увеличения прибыли, дала возможность увеличить долю средств, направляемых на инвестиции, увеличила объемы и номенклатуру выпускаемой продукции.
В дальнейшем по мере усложнения организационной структуры в компании растет бюрократический аппарат, замедляется реакция на новые требования рынка и условия внешней среды и ее рыночные позиции быстро (мультипликативно) ухудшаются. Таким образом, мультипликативность может быть как положительной, так и отрицательной.
Свойство устойчивости. Устойчивость работы системы может быть нарушена при необоснованном усложнении или упрощении организационной структуры. опыт управления показывает, что для
повышения устойчивости работы, как правило, приходится устранять излишние звенья или подсистемы управления и значительно реже — добавлять новые.
На устойчивость работы организации влияют внешние факторы (например, инфляция, спрос, взаимоотношения с партнерами и государством). Для повышения устойчивости работы необходимо быстро перестраивать коммуникации организации в соответствии с новыми целями и задачами.
Свойство адаптивности. Под адаптивностью понимается способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую
структуру, когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.
Свойство обособленности. О бособленность означает стремление системы к автономности, изолированности и проявляется при решении вопросов распределения ресурсов и властных полномочий частей большой организации, конгломератных объединений, централизации и децентрализации управления.
Способствуют обособлению и противоречия целей и интересов, процесс распределения прибылей между частями целого. Часто наблюдаются процессы обособления персонала в неформальные группы на основе личных связей, симпатий, общих взглядов и черт характера, близкого уровня образования, этнической принадлежности, возраста, должностного положения и т. д.
Свойство совместимости. Под совместимостью понимается взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей системы. На уровне предприятий нередко возникают противоречия интересов организации и потребностей ее подразделений. К примеру, руководство компании может принять решение о направлении большей части прибыли, зарабатываемой одним подразделением, на развитие другого, в данный момент убыточного.
Свойство обратных связей. Фундаментальное свойство больших систем — установление обратных связей, сущность которых заключается в том, что информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих).
Для производственной системы принцип обратных связей работает следующим образом. Выходная информация, например показатели хозяйственной деятельности, под действием различных обстоятельств постоянно варьируются во времени, менеджмент постоянно проводит их анализ и сравнение с поставленными целями (вход системы). По результатам сравнения принимаются управленческие решения, корректирующие работу системы (в случае необходимости).
Лекция 4. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА – ЧАСТЬ 2.
Свойства организации.
Свойством объекта является проявление его наиболее характерных черт.
Очевидно, что организация обладает теми или иными свойствами, характерными для нее с тех или иных позиций.
Во-первых, организация – это система, а значит для организации характерны общие системные свойства.
Во-вторых, организация – это социальная система, а значит для организации характерные общие организационные свойства.
В-третьих, организация всегда конкретна, а значит, имеют место специфические свойства организации, характерные именно для того или иного рода деятельности.
Рассмотрим эти группы свойств.
Общие системные свойства организаций.
Вообще, под системой понимается совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых элементов (подсистем), обладающая свойствами структурной целостности, открытости и целесообразности деятельности, или совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных на основе идейного, концептуального, технологического и др. единства и формирующих новую общность.
Системы бывают физическими, химическими, биологическими, социальными, информационными, политическими и др.
Все системы обладают характерными особенностями, формирующими группу общих системных свойств (табл. 4.1.1), которые проявляют себя и в организации как в особой системе в сфере человеческой деятельности [18, с.13-16], [26, с.182-199].
Таблица 4.1.1 Общие системные свойства организаций.
№ | Наименование свойства | Общее содержание свойства |
Синергия | Система не сводится к простой совокупности элементов и обладает свойствами, не характерными для отдельных элементов | |
Целостность | Способность системы проявлять себя как единое целое, обладающее некоторым набором общих свойств, не присущих ни одному из элементов | |
Комплексность | Система, обладая единством, при этом имеет различные грани и формы проявления | |
Целесообразность существования | Активное направленное поведение системы | |
Открытость/ коммуникативность | Наличие связей с внешней средой и другими системами | |
Эквифинальность | Способность системы достигать не зависящего от времени и начальных условий состояния, которое определяется параметрами системы | |
Историчность | Система эволюционирует с течением времени | |
Сложность | Система имеет подсистемы, элементы, среду, границы, связи и взаимодействия | |
Устойчивость | Система устойчива во времени к вызовам внешней среды, не угрожающим ее существованию | |
Обособленность | Система существует в определенной обособленной сфере | |
Ограниченность | Система имеет четкие или размытые границы своей реализации и проявления своих свойств | |
Репродуктивность | Система стремится к воспроизводству | |
Инвариантность | Система реализуется через разнообразные варианты | |
Интегративность | Одна система является подсистемой (элементом) по отношению к какой-то другой системе | |
Конструктивность | Система склонна к деятельности по формированию чего-либо | |
Композиционность | Система может быть сформирована путем обоснованного составления из элементов | |
Комбинаторность | Возможность построения системы из имеющихся или известных моделей | |
Структурированность | Система обладает внутренней сложностью и взаимосвязанностью | |
Динамизм и статичность | Системы бывают как статичными, так и динамичными |
Общие организационные свойства организаций.
Как уже отмечалось выше, организация представляет собой социальную систему (явление, функционирующее в сфере человеческих отношений), соответственно для данной системы характерны общие организационные свойства (табл. 4.1.2.) [26, с.182-199], [23, с.41].
Таблица 4.1.2. Общие организационные свойства организаций.
№ | Наименование свойства | Общее содержание свойства |
Цикличность | Организация развивается по циклам и спирали | |
Селективность | Организация способна к совершенствованию путем отбора, закрепления и развития необходимых качеств | |
Ингрессивность | Организация постепенно формирует новые качества ее составляющих | |
Эмерджентность | Организация целенаправленно формирует (заимствует) и применяет новые качества | |
Конъюгированность | Способность в организации к внутреннему обмену и объединению качеств элементов | |
Корреляционность | Организация способна к активизации взаимосвязей | |
Стратегичность | Общий для всей системы и всех элементов комплексный план | |
Внутренняя коммуникабельность | Наличие развитых вертикальных, горизонтальных, диагональных, круговых и др. внутренних связей | |
Внешняя коммуникабельность | Наличие развитых связей с внешней средой | |
Информативность | Организация постоянно участвует в информационных процессах (производстве, обмене, накоплении) | |
Обоснованность | Наличие оснований для совместной деятельности | |
Ресурсная, в том числе, кадровая обеспеченность | Организации присущи различные ресурсы, в том числе человеческие, как основа деятельности | |
Организационная культура | Наличие у организации культуры как совокупности традиций, философии и ценностей | |
Инновационность/ адаптивность | Организация, так или иначе, восприимчива к инновациям и, так или иначе, адаптивна | |
Соотношение централизации и децентрализации | Наличие в организации тенденций к концентрации или рассредоточению власти, управления, ресурсов и др. | |
Разделение труда | Для организации характерно разделение направлений деятельности, в том числе управленческой, в зависимости от различных оснований | |
Формальность деятельности | Для организации характерны определенные правила поведения, процедуры, регламенты | |
Многоуровневость полномочий и ответственности | В организации представлена многоуровневость управления в зависимости от сложности решаемых задач | |
Наличие системы и процесса управления | В любой организации в той или иной форме представлена система и процесс управления |
Специфические свойства организации.
Дополнением обозначенных выше характеристик являются специфические свойства организаций, присущие социальным образованиям, характерны для того или иного направления деятельности. Что бы не обижать коллег из различных отраслей и направлений менеджмента, рассмотрим специфические свойства социальных систем на примере политических организаций – общественных объединений, осуществляющих целенаправленную деятельность по завоеванию, обладанию, удержанию и использованию государственной власти (табл. 4.1.3.).
Таблица 4.1.3. Специфические свойства организаций.
№ | Наименование свойства | Проявление свойства организации |
Социальная значимость | Цели создания, деятельность и ее результаты у политической организации носят социально значимый характер | |
Идеологизированность | Формирование, функционирование и развитие политической организации базируется на идеологии – совокупности социальных идей, взглядов и ценностей | |
Демократичность | Политическая организация строится, как правило, на демократических началах с использованием инициативы и активности «снизу» | |
Легальность (правовая регламентированность) | Деятельность политической организации осуществляется в рамках определенного правового поля, легально без «подпольных» форм | |
Историческая предопределенность | Существование тех или иных политических организаций непосредственно связано с историческим развитием | |
Наличие лидерства | Для всех политических организаций, в той или иной форме, характерно наличие политических лидеров как формальных или неформальных руководителей политических сообществ | |
Некоммерческий характер деятельности | Политическая организаций преследует политические цели, соответственно коммерческий характер деятельности вторичен | |
Наличие общественного контроля | Политическая организация как общественное объединение испытывает на себе все возможное внимание и влияние со стороны общественности | |
Федеральный характер деятельности | Политическая организация, как правило, осуществляет свою деятельность на всей территории страны | |
Кластерность | Политическая организация выражает интересы определенного ограниченного, хотя часто и массового, круга лиц, а иного большого социального слоя | |
Преобладание общественной деятельности | В политической организации, наряду с профессиональной, присутствует общественная (неоплачиваемая, осуществляемая в свободное время) деятельность, которая преобладает | |
Наличие социальной базы | Политическая организация всегда опирается на определенные социальные слои, иногда очень многочисленные | |
Ориентация на международный характер деятельности | Любая политическая организация хочет выступать в качестве части глобального или международного политического движения, что декларируется при создании и осуществляется при функционировании | |
Автономность структурных подразделений | Структурные подразделения политической организации, в первую очередь региональные отделения, имеют ту или иную степень самостоятельности. Не случайно все региональные отделения должны получать статус юридических лиц | |
Конъюнктурность | Политические организации крайне зависимы от моды и общественных настроений | |
Аутентичность | Политические организации стремятся к формировании собственных особых «миров», закрытых для представителей других политических сил. Не случайно, даже в России смена политиком политических партий считается дурным тоном | |
Мифологизация | Политические организации и их лидеры стараются убедить общественность в своих особых идеях, способностях и действиях, для чего части себя мифологизируют. | |
Сетизация | Политические организации стремятся к «обрастанию» партнерскими и дочерними организациями: молодежными, женскими, профессиональными, просветительскими, коммерческими и др. | |
Кадровое многообразие | В политической организации представлены лидеры, менеджеры, рядовые участники, активисты, сторонники и др. |
Классификация организаций.
Очевидно, что в человеческой деятельности представлены самые различные виды организаций. Варианты их классификации представлены в табл. 4.2.1. [21, с.26], [23, с.63-64].
Таблица 4.2.1. Варианты классификации организаций.
Для идентификации как процесса установления тождественности, совпадения или принадлежности системы определенному типу или классу систем используются систематизация, таксономизация и классификации.
Систематизация – приведение чего-либо в систему на основе выявления и группировки однородных элементов по определенным признакам.
Таксономизация – иерархическое выделение в сложно организованных системах таксонов – объектов, обладающих общностью свойств и признаков. Данное выделение проводится для определения принадлежности объектов нижних уровней, последовательно и относительно, к объектам верхних уровней. Таксономическое требование запрещает ставить в один ряд понятия (элементы, системы) разных уровней общности, как, например, целое и часть.
Классификация – распределение элементов классифицируемого множества по классам в логической соподчиненности на основе присущих им закономерностей. Классификация должна быть системной. Это значит:
— в рамках одной классификации используется только один классифицируемый признак – основание деления классифицируемого множества элементов;
— все элементы классифицируемого множества распределяются по выделенным классам: нет ни «пустых» классов, ни «свободных» элементов – не вписавшихся ни в один из имеющихся классов (объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления). Но и системная классификация не может быть достаточной для всех случаев жизни: сложные явления и предметы могут классифицироваться по ряду признаков. Это позволяет иметь несколько взаимодополняющих классификаций, выбирая каждый раз ту, что дает срез наиболее полезной для решения стоящей задачи информации [22, с.7];
— классификация может иметь внутреннюю иерархию.
Выше мы продемонстрировали некоторые элементы классификации, рассмотрим их подробно.
Классификация по степени формализованности.
Как уже отмечалось выше, по данному основанию выделяются формальные и неформальные организации.
Классификация по форме собственности.
Данная классификация предопределена российским законодательством, в результате которого соответственно появляются:
— государственные организации, которые находятся в государственной собственности (собственности Российской Федерации или субъектов РФ),
— муниципальные организации – те, которые пребывают в муниципальной собственности (собственности муниципальных образований),
— частные организации – организации, находящиеся в частной собственности (собственности физических или юридических лиц),
— иные организации – те организации, которые пребывают в иной форме собственности. Законодатель не уточнил характер этой собственности, но можно предположить, что он имел в виду, например, собственность общественных объединений или коллективную собственность владельцев квартир, объединившихся в товарищество собственников жилья.
Классификация по отношению к получению прибыли как главной цели деятельности.
В соответствии с данным критерием выделяются коммерческие организации, чьи руководители считают прибыль своей главной целью, и некоммерческие организации, способные получать прибыль, но создаваемые для решения той или иной социальной задачи. При этом, некоммерческие организации прибыль не распределяют между учредителями, а направляют на решение социальных уставных задач.
Классификация по характеру существования.
Здесь можно обозначить реальные (организации, существующие в реальной деятельности) и виртуальные (организации, существующие в виртуальном пространстве, либо в индивидуальном или массовом сознании).
Классификация по социальной значимости деятельности (см. Табл. 4.2.2).
Таблица 4.2.2. Классификация организаций по социальной значимости деятельности.
Виды организаций | Содержание социальной значимости деятельности |
Социально значимые | Организации, чья деятельность имеет существенное значение для общества |
Общественно полезные | Организации, чья деятельность носит общественно полезный характер |
Социально опасные | Организации, чья деятельность потенциально опасно для общества или окружающих |
Классификация по территориальному характеру деятельности (см. Табл. 4.2.3).
Таблица 4.2.3. Классификация организаций по территориальному характеру деятельности.
Виды организаций | Территориальный характер деятельности организаций |
Глобальные | Организации, осуществляющие свою деятельность на территории всего мира. Для данных организаций национальные границы и особенности не играют существенной роли |
Международные | Организации, осуществляющие свою деятельность на территории ряда государств |
Федеральные | Организации, осуществляющие свою деятельность на всей территории государства |
Межрегиональные | Организации, осуществляющие свою деятельность на территории ряда регионов государства |
Региональные | Организации, осуществляющие свою деятельность на территории одного региона |
Местные | Организации, осуществляющие свою деятельность на территории одного муниципального образования |
Локальные | Организации, осуществляющие свою деятельность на ограниченной территории |
Классификация по степени открытости.
Организации по степени открытости подразделяются на открытые (прозрачные) и закрытые.
Открытыми (прозрачными) признаются те организации, которые в своей деятельности используют открытые формы работы, чьи документы доступны для общества, чьи реальные и декларируемые цели прозрачны для общественного контроля.
Закрытыми, соответственно, являются организации, не дающие обществу возможность следить за своей внутренней жизнью и демонстрирующие окружающим только благоприятные или декларируемые собственные стороны.
Большинство современных организаций должны стремиться к открытости в своей деятельности, что говорит об уважении к потребителям и партнерам и продиктовано принципами управления XXI века.
Классификация по характеру инновационной деятельности.
По характеру инновационной деятельности организации подразделяются на инновационно активные и инновационно пассивные.
Инновационно активными являются организации, руководствующиеся в своей деятельности, принципами постоянного обновления характера и форм проявления деятельности, перманентной разработки нового знания, непрекращающегося использования новых организационных, информационных и др. технологий.
Соответственно инновационно пассивными представляются организации осуществляющие деятельность по инерции, используя отработанные методы, живущие «по старинке». Данная стратегия оправданна на ограниченном временном этапе, когда срабатывают отлаженные механизмы. На более длительных отрезках уже необходим инновационный подход, позволяющей организации играть на опережение и быть готовой к угрозам и вызовам среды.
Классификация по размеру организаций.
Классифицировать организации по размеру (крупные, средние и малые) можно по различным основаниям. При этом общепринятых критериев не существует. Принято, например, подразделять организации по числу сотрудников или по обороту. Но к какому разряду отнести крупные IT-компании, которые с малым числом сотрудников имеют многомиллионные обороты?
Классификацию организаций по организационно-правовым формам мы рассмотрим в следующих разделах.
Классификация по основаниям для совместной деятельности организаций.
В соответствии с данной классификацией организации группируются в зависимости от того, благодаря чему люди объединились в организацию и начали совместную деятельность. Как уже было сказано выше, по основаниям объединения для совместной деятельности выделяются: традиционные, лидерские («вождистские»), проектные, партнерские, авантюрные, альтернативные, случайные организации.
1). Традиционные организации формируются на основе многолетнего опыта организационного строительства.
2). Лидерские («вождистские») организации строятся вокруг имени и образа яркого лидера. Яркая харизма (высоко притягательный исключительный энергетический образ), простые идеи, красивые лозунги способны сформировать вокруг лидера-«звезды» дееспособную организацию, которая сможет занять, в том числе, лидирующие позиции в обществе.
3). Проектные организации создаются для реализации какого-либо бизнес-проекта с конкретными целями на ограниченном временном участке.
4). Партнерские организации создаются рядом лиц для реализации неких партнерских соглашений.
5). Авантюрные организации представляют собой вариант проектного подхода, но с более непредсказуемым содержанием и непредсказуемыми последствиями.
6). Альтернативными организациями можно считать объединения созданные вопреки традиции и сложившимся представлениям.
7). Случайные организации также могут появляться в обществе, когда происходят революционные изменения, радикальные реформы или повышается роль случайных людей в экономике.
Обратим внимание на критерий принадлежности к сфере человеческой деятельности. Здесь можно наблюдать значительное разнообразие организаций, что связано с тем, что человек постоянно изобретает все новые и новые области приложения своих многочисленных талантов.
1). Публичными организациями можно считать всю совокупность органов государственной власти и местного самоуправления, которые осуществляют в своей деятельности публичное управление, реализуемое в государственных и муниципальных управленческих решениях, законах и подзаконных актах, управленческих воздействиях и взаимодействиях.
2). Хозяйственные организации представлены во всех формах и направлениях коммерческой, производственной, предпринимательской деятельности. Данные организации также называют социально-экономическими или коммерческими. Для них характерно участие в рыночных отношениях и реализация всевозможных антрепренерских начинаний человека.
3). Военные организации призваны реализовывать общественную функцию национальной обороны и безопасности.
4). Правоохранительные организации защищают права и свободы человека и гражданина.
5). Культурные организации представлены в таких сферах человеческой деятельности как литература, искусство, художественное творчество, то есть везде, где совместная человеческая деятельность призвана порождать художественные образы либо содействовать этому.
6). Научные организации помогают человеку реализовывать свою потребность в новых знаниях об окружающем его мире.
7). Образовательные организацииспособствуют передаче этих знаний от одного лица к другому, от одного поколения к другому и т.д.
8). Просветительские организации обеспечивают культурное единство общества и нации.
9). Благотворительные организации осуществляют деятельность по оказанию помощи со стороны общества нуждающимся его представителям.
10). Религиозные организации удовлетворяют общественную потребность в акте веры.
11). Информационные организации призваны реализовывать интересы общества в получении, распространении и передаче информации. В условиях становления и развития информационного общества роль данных организаций постоянно повышается.
12). Правозащитные объединения от имени гражданского общества призваны содействовать реализации интересов и защите прав человека и гражданина.
13). Политические организации осуществляют общественную функцию по защите и реализации прав граждан, социальных групп и нации на государственную власть.
Резюме.
1. Свойством объекта является проявление его наиболее характерных черт.
2. Очевидно, что организация обладает теми или иными свойствами, характерными для нее с тех или иных позиций.
Во-первых, организация – это система, а значит для организации характерны общие системные свойства, среди них: синергия, целостность, комплексность, целесообразность, открытость и др.
Во-вторых, организация – это социальная система, а значит для нее организации характерные общие организационные свойства, среди них: эмерджентность, инновационность, ресурсная обеспеченность, информативность, организационная культура и др.
В-третьих, организация всегда конкретна, а значит, имеют место специфические свойства организации, характерные именно для того или иного рода деятельности.
3. Организации можно классифицировать по разным основаниям: по степени формализованности, по форме собственности, по отношению к прибыли, по характеру деятельности, по территориальному характеру существования, по социальной значимости деятельности, по степени открытости, по характеру инновационной деятельности, по размерам, по организационно-правовым формам, по общественным функциям, по основаниям объединения для совместной деятельности.