Театр как социальный институт

Театр как социальный институт

В условиях экономических, политических и социальных изменений, происходящих в современном обществе, актуализируется процесс личностного становления и культурного развития молодёжи, её мировоззрения и системы ценностей, духовного и творческого потенциала. И здесь, конечно, следует говорить о роли искусства в духовном и нравственном воспитания молодых людей. Одной из форм деятельности, способствующих самовыражению молодого человека, стремлению к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, творческому отношению к жизни, уверенностью в себе, является театральное искусство.

Для человечества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы для деятельности людей, выполняет огромную воспитательную роль, и тем самым, содействует формированию качеств, необходимых для жизни в обществе.

От того как будет развиваться театр, в известной мере зависит будущее других искусств, а как следствие, будущее нашего общества в целом. В России само понятие «театр как социальный институт», на мой взгляд, не утратило своей актуальности. Но сегодня театр переживает труднейший момент в своей истории. Существует множество мнений, что мы наблюдаем закат русского психологического театра, рождённого в конце позапрошлого века. Я с этим не согласна. Безусловно, что телевидение, кино, шоу-бизнес, которые рентабельнее и популярнее у массового зрителя, сегодня серьёзно потеснили театр. И для того, чтобы театральное искусство снова встало прочно на ноги, очень нужна как государственная, так и общественная поддержка.

Неслучайно чиновниками была поддержана идея о проведении года театра в России в 2019 году. Инициатором этой идеи еще в конце 2017-ого года выступил глава Союза театральных деятелей Александр Калягин. Главе Министерства культуры понравилась данная идея, поэтому он доложил о ней президенту. После одобрения лидером государства и было принято решение о проведении тематического года. (Указ подписан в апреле 2018)

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что нравственное воспитание подрастающего поколения, социализация вступающих в жизнь молодых людей всегда были одной из важных проблем общества, а в современных условиях приобретают особое значение. Своей работой я хочу подчеркнуть важность театра в жизни человека, особенно молодого, формирующего свое мировоззрение, свои принципы жизни, свое виденье мира. Театр может и должен сыграть ключевую роль в формировании личности человека. Недаром во многом благодаря театру в XIX веке сформировался такой класс как интеллигенция – самые образованные, культурные, воспитанные люди. И если к театру будут относиться так же, как и сто лет назад, то возможно многие проблемы нравственности решаться сами собой. Поэтому я считаю очень важным приобщение молодежи к театральной жизни.

Гипотеза работы: несмотря на разнообразие жанров, видов театров и огромного выбора театральных постановок, молодёжь всё реже посещает такого рода культурные мероприятия.

Цель работы: выяснить, какую роль играет театр в социализации молодёжи на сегодняшний день, подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи: 1) изучить историю развития театрального искусства; 2) исследовать особенности влияния театра на процесс социализации молодёжи; 3) определить место театральных постановок в системе потребностей школьников; 4) выявить отношение молодого поколения к театру в целом; 5) сформулировать причины посещения и непосещения театра и факторы, влияющие на них; 6) понять, чьё мнение влияет на учащихся при выборе театральных постановок; 7) обобщить предложения молодёжной аудитории, а также родителей и преподавателей по мероприятиям, которые необходимо осуществить, чтобы поднять спрос на театральную культуру.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования будут полезны как учащимся, так и родителям с целью поднятия культурного уровня школьников. Ещё материал может быть использован на уроках МХК, обществознания, социологии, а также во внеурочной работе с молодёжью.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что собранный материал систематизирован и приведен в данной работе таким образом, что изучение театрального искусства и его влияния на социализацию молодёжи, становится возможным для любого желающего, поскольку все материалы доступны для понимания и интересны.

1. Теоретическая часть

1.1. Рождение театра как вида искусства

Тогда, на заре человеческой цивилизации, возвысились и навсегда вписали свои имена в историю театра великие греческие поэты-трагики Еврипид, Эсхил и Софокл. Они пробудили великое искусство к жизни, они – его добрые гении. Эти греческие поэты как бы сбросили с театра религиозно-ритуальные оковы и обратили его к служению людям, сделали акцент на прославление духовного могущества человека, нравственной чистоты и энергии героических подвигов. Великий Софокл, младший современник Эсхила так же прославлял силу человеческого духа: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет». Следующим был Еврипид — великий трагик античного мира. Этот бесстрашный певец человеческого духа, отойдя от канонов мифологических сюжетов, показывал реальные характеры людей, которые жили нешуточными страстями, сильными чувствами, глубокими мыслями, страстными переживаниями.

1.2. Театр как социальный институт

Ответвлением от идеологической функции стало развлекательное направление зарождавшегося театрального искусства. Можно вспомнить лозунг римской черни «Хлеба и зрелищ!». В свою очередь, представления приносят определённый доход, а это значит, что развлечения выполняют ещё и коммерческую функцию.

Театр во все времена, в каких бы формах он не проявлялся, каким бы он ни был, всегда должен приносить эстетическое наслаждение, связанное с радостью восприятия и любованием. Игровая функция театра оказывает большое влияние на всех, кто соприкасается с этим искусством. Сопереживая театральному действу, зритель забывает о накопившихся проблемах, получает компенсацию за нереализованные в повседневной жизни устремления, возможность открыто проявлять свои эмоции и чувства. Поэтому игровая функция тесно связана с компенсаторной. Театральное искусство даёт возможность человеку компенсировать недостаток выплеска энергии, желаний, агрессии и эмоций в повседневной жизни, найти душевное равновесие.

Театр является незаменимым социализирующим инструментом. Посещая театральные постановки, молодёжь осваивает знания, нормы, ценности, принятые в той или другой общности людей, но воспринимает, впитывает их не пассивно, а преломляя через свою индивидуальность, через свой жизненный опыт. Благодаря этому происходит становление личности. Социализация в то же время является и переходом внешних для индивида общественных отношений в его внутренний духовный мир.

1.3. Особенности театрального искусства при социализации молодёжи

С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и общества. Эти формы использовались для передачи знаний и опыта человечества еще в те времена, когда театра не существовало вовсе. Ведь, как писал А.Я. Таиров, театр обладает такими чертами, которые позволяют обращаться к нему как к универсальной образовательной модели. 7

Вот эти черты: 1) Театр – синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, человек погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства. 2) Театр – коллективное искусство. Зритель и участник постановки учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества и созерцания. 3) Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство близким для людей разных возрастов и социальных групп.

Театр – искусство, обращенное к самым различным и самым широким социальным слоям, особенно его действие актуально при социализации молодёжи. В процессе работы театр привлекает к сотрудничеству работников самых разных специальностей: плотников и художников, инженеров и электриков, администраторов и артистов. Человек обращается к театру как к отражению своей души и совести. Любой зритель узнает в театре себя, свою жизнь и своё время. Театр во все времена и в любой стране открывает перед зрителем возможности духовно-нравственного самопознания и саморазвития.

Мы знаем, что театральное искусство – искусство условное. На сцене перед зрителем возникает художественное отражение реальной жизни, созданное режиссёром, актёрами, гримёрами, костюмерами, художниками, бутафорами и сценографами, а не сама жизнь. Но это художественное отражение по силе воздействия на молодое поколение во много раз сильнее живописного полотна или литературного произведения, скульптурного изваяния или музыкального шедевра. Ведь в театральной постановке заключена сама правда жизни! И молодёжь во время хорошего спектакля плачет и смеётся, не задумываясь ни о каких условностях. Именно в этом заключена великая сила театра: в возможности воздействия на наши души. «Зритель же в театре – соучастник происходящего творческого процесса, он соавтор спектакля, потому что без его горячего эмоционального отклика не оживут ни огни рампы, ни расцветёт вишнёвый сад, не будут любить друг друга Ромео и Джульетта…». 8

Потому что вся эта жизнь на сцене возможна, только если есть в зале хотя бы один зритель. Невидимой нитью связываются души спектакля и зрителя, удивительный огонь чувств, разгорающийся на сцене, волшебным теплом льётся в зрительный зал, резонирует в душах зрителей и возвращается на сцену, заряжая актёров всё новыми эмоциональными силами, которые называют актёрским вдохновением.

Хороший, «большой» актёр, в сотый раз, выходя на сцену в знакомом образе, не перестанет никогда испытывать волнение. Ведь каждый спектакль, глубокий и во все времена актуальный, рождается снова, как в первый раз, при новой встрече с новым зрителем. И эмоциональность, и накал обмена чувствами сцены и зрительного зала обязательно отразится на актёрской игре и на всей атмосфере спектакля, поэтому каждый показ представления будет отличаться от предыдущего. Ведь театр – искусство живое и постоянно изменяющееся, в отличие от кинофильма. Одна и та же постановка сегодня может пройти что называется «на ура», а завтра уныло и тускло. Причиной тому – зрительское восприятие: теплое и эмоциональное или равнодушное и холодное.

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование среди учащихся 8-11 классов МАОУ СШ № 51

Существует мнение, что театр не относится к числу самых популярных искусств у молодёжи. И я вполне согласна с этим утверждением, так как данный факт мне удалось подтвердить с помощью анкетирования, проведённого среди учащихся 8-11 классов МБОУ СШ № 51 города Липецка. В нём принимали участие 150 респондентов.

Как показало анкетирование, большую часть среди участников исследования составили девушки 60%, а меньший показатель принадлежит юношам 40%. Школьникам было предложено перечислить виды искусства, которые им нравятся больше всего. Анализ результатов показал, что всего 10% учащихся являются поклонниками театрального искусства. Самым популярным видом искусства у ребят является музыка, именно её назвали 46% респондентов, на втором месте было кино, его выбрали 22% учеников и третье место занимает литература, её предпочитают 20% учащихся, изобразительному искусству отдали свои голоса 2% учеников (Приложение 2).

Анкетные данные показали, что лишь 8% молодых людей посещают театр часто; 88% школьников бывают в театре редко, и 4% ребят вообще не посещают такие культурные мероприятия (Приложение 4). Причиной редкого посещения театра (или непосещения вообще) является нехватка свободного времени и дороговизна билетов, лишь небольшое количество ребят посетовало на непривлекательность репертуара.

2.2. Социологический опрос школьников, родителей и преподавателей

Для более полного исследования был проведён социологический опрос обучающейся молодёжи МАОУ СШ № 51, родителей, а также учителей и работников данного образовательного учреждения. Было опрошено 100 человек.

На вопрос «Нужен ли театр для гармоничного развития школьника?», все респонденты единогласно пришли к выводу, что театр нужен и даже необходим. Надобность они объясняли тем, что театр это – духовное просвещение, образовательное и нравственное воспитание, развитие речи, живые эмоции, культурное развитие, отдых, достойное проведение досуга. На вопрос о месте театральных постановок в социализации молодёжи все работники школы дали высокую оценку роли театра в развитии личности подрастающего поколения. Большинство родителей и школьников тоже считают театр центром, актуализирующим ценности социальной, духовной, культурной жизни, которые влияют на зрителя.

По результатам социологического опроса, а также в связи с предложениями, высказанными школьниками и преподавателями, было принято решение о проведении систематических походов в липецкий драматический театр классными коллективами.

Таким образом, все задачи научного поиска решены, результаты работы позволяют сделать вывод, что цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

2.3. Акция «Театр в моём сердце»

Нами была выпущена стенгазета под названием «Театр в моём сердце», также проведены тематические беседы и классные часы, на которые приглашались работники театра. Большинство учащихся моего класса признало пользу от таких мероприятий. Ребята выступили с предложением проводить в школе мероприятия, которые помогут поднять общий уровень культуры и эстетического воспитания. Эту инициативу подхватили школьники не только из моей параллели, но и старшеклассники. Так, например, ученики 11 класса подготовили и провели общешкольное мероприятие, которое было посвящено жизни и творчеству А.С. Пушкина. А силами учеников 10-ого класса было проведено театрализованное представление, посвящённое 27 марта – Всемирному дню Театра. На это мероприятие были приглашены и родители школьников. Все зрители и участники представления получили огромное удовольствие от совместной творческой деятельности. По окончании мероприятия среди зрителей был проведён повторный социологический опрос. Желание провести свободный вечер в театре высказали на 57 человек больше, чем в первом опросе, причём 88% опрошенных собрались сделать это в ближайшее время. И, наконец, после представления, пальму первенства «целителя человеческих душ» отдали театру 47% учащихся (первоначально 10%)!

В нашей школьной газете «Будь в курсе» с сентября 2018 года я веду рубрику «Театральные новости», где ежемесячно рассказываю ребятам о видах и жанрах театрального искусства, новых интересных постановках, театральном репертуаре, об известнейших театрах мира и многое другое.

С 2017 года я являюсь членом городского Совета лидеров молодёжного движения. На одном из заседаний я выступила с инициативой о проведении единого дня театрального искусства в городских образовательных учреждениях. Выдвинутое предложение показалось интересным. Было принято решение о проведении такого дня во всех школах Липецка 27 марта 2019 года. (Всемирный день театра). Ежемесячно Совет Лидеров с Городским Дворцом Молодёжи «Октябрь» проводит различные квесты, в одном из которых я принимала участие и разрабатывала задания для станции «Театральное путешествие». Хочется заметить, что на примере своей школы я вижу, как изменилось отношение к театральной деятельности моих сверстников. Мне кажется, что если уделять должное внимание вопросу поднятия культурного уровня среди молодёжи не только моей школы, моего города, да и школьников всей страны, то положительные результаты обязательно появятся, и театральное искусство снова станет самым почитаемым и приоритетным, таким же, как и 100 лет назад.

Театр — школа жизни. Так говорили о нем из века в век. Говорили всюду: в России, во Франции, Италии, Англии, Германии, Испании. Кафедрой добра называл театр Гоголь. Герцен признавал в нем высшую инстанцию для решения жизненных вопросов.

Весь мир, всю вселенную со всем их разнообразием и великолепием видел в театре Белинский. Он видел в нем самовластного властелина чувств, способного потрясать все струны души, пробуждать сильное движение в умах и сердцах, освежать душу мощными впечатлениями. Он видел в театре какую-то непобедимую, фантастическую прелесть для общества.

По мнению Вольтера, ничто не стягивает теснее узы дружбы, чем театр.

Великий немецкий драматург Фридрих Шиллер утверждал, что «театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу» человека.

«Зеркалом человеческой жизни, примером нравов, образцом истины» называл театр бессмертный творец «Дон Кихота» Сервантес.

К сожалению, в настоящее время большинство школьников не являются ценителями театрального искусства, и чтобы изменить эту ситуацию к лучшему, привить учащимся любовь к театру, следует серьёзно рассмотреть предложения ребят, прозвучавшие во время социологического опроса и анкетирования. Мне кажется, что эти предложения являются очень ценными и уместными.

1) Снизить цены на театральные билеты и создать систему скидок для учащихся.

2) Прививать любовь к театру с детства.

3) Ставить современные театральные постановки на актуальные молодёжные темы.

4) Поднимать общий уровень культуры.

5) Проводить активные рекламные акции в учебных заведениях и через средства массовой информации.

6) Создавать театральные студии на базе общеобразовательных учреждений.

Роль театра была высоко оценена не только великими людьми прошлого, в современном мире о значении и функциях театральной деятельности, а также о дальнейшем развитии театрального искусства задумываются и в Правительстве Российской Федерации. Поэтому была выработана Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года. Большая часть молодёжи об этой программе не знает. Я и сама узнала об этом, занимаясь исследовательской работой, поэтому, я считаю, что данная работа – это пусть мой небольшой, но вклад в русскую художественно-эстетическую культуру.

И хочу закончить свою работу замечательными словами М.В. Фадеевой: «Возродить душу, пробудить её может только искусство, и это нужно для того, чтобы сформировать возвышенную духовность, которая вооружает своего рода иммунитетом против бескультурья и цинизма».

4. Список литературы

2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. –

М.: Художественная литература, 1975. — 504 с.

3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: ГИХЛ, 1965 С.127

4. Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. М.: ВТО, 1979. С.150

5. Дюркгейм, Э. Социология: её предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 153.

6. Захаров, А. В. Развлечение subspecia социологии // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 106.

8. Лотман, Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 607.

9. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. / Ком. М. Н. Любомудрова. М.: Правда, 1989. 575 с.

10. Островский А.Н. О театре. Записки, речи и письма / Общ.ред. и вступ. ст. Владыкина Г.И. 2-е изд. М.; Л.: Искусство, 1947. С.58

11. Русский драматический театр. Под редакцией профессора Б. Н. Асеева и профессора А. Г. Образцовой. Москва, «Просвещение», 1976г. С. 112

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р

13. Таиров А. Я. Записки режиссера: Статьи, беседы. М.: ВТО, 1970 С. 37

3) Нравится ли вам театральное искусство:

4) Какой вид искусства вы предпочитаете:

д) изобразительное искусство.

5) Ваше предпочтение при проведении досуга:

а) общение с друзьями;

в) общение с семьёй;

з) компьютерные игры;

6) Как часто вы посещаете театр:

а) часто; б) редко: в) не посещаю.

7) Почему вы редко посещаете театр:

а) не хватает времени;

в) не нравится репертуар;

г) не люблю этот вид искусства.

8)Посещали ли вы театр в детстве?

9) При выборе театральной постановки, на что вы обращаете внимание:

а) рекомендации друзей;

б) статьи газет и журналов, Интернет;

в) реклама (например, по телевидению, радио и др.);

10)Во время спектакля наиболее важным считаю:

а) игра актёров; б) увлекательность сюжета; в) новые знания; г) другое.

11) Читаете ли вы книги, тематическую литературу и др. о театре?

а) прочитали за год хотя бы одну книгу о театре;

б) регулярно слежу за журналом «Театр», «Театральная жизнь» и др.;

в) не интересуюсь данной тематикой.

12) Что необходимо сделать, чтобы поднять спрос на театральную культуру среди молодёжи?

1Островский А.Н. О театре. Записки, речи и письма / Общ.ред. и вступ. ст. Владыкина Г.И. 2-е изд. М.; Л.: Искусство, 1947. С.58

2Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. М.: ВТО, 1979. С.150

3 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: ГИХЛ, 1965 С.127

4Захаров, А. В. Развлечение subspecia социологии // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 106.

5Лотман, Ю. М. Об искусстве. СПб, 1998. С. 607.

6Дюркгейм, Э. Социология: её предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 153.

7Таиров А. Я Записки режиссера: Статьи, беседы. М.: ВТО, 1970 С. 37

Источник

Место театра в системе культуры: театр как социальный институт

Оглавление

1. Место театра в системе культуры: театр как социальный институт 5

2. Взаимодействие театра со зрительской аудиторией 11

3. Театральный репертуар как основа социально-общественных отношений театра и зрительской аудитории 16

4. Социальные проблемы развития и деятельности театра на современном этапе 21

Список литературы 25

Введение

В обществе на всем протяжении истории всегда существовали различного рода регулирующие институты, направляющие культурную жизнь, поощряющие одни культурные пристрастия, ограничивающие, а зачастую и подавляющие, другие. Театр является одним из важнейших социальных общественных институтов. Известно, что театр всесторонне влияет на личность человека, ее становление: он объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к разного рода деятельности, играет воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества. Будучи социальным институтом, театр всегда влиял на общественно-организационные процессы.

Специфика театрального искусства определяется в основном характером связи, в частности, с аудиторией, а, в общем, с обществом в целом. Ввиду этого современный театр представляет собой сложнейшую коммуникативную систему. Так как живой процесс театрального творчества происходит на глазах у зрителя, то логично, что функционирование театра невозможно без аудитории. Стоит также учитывать, специфичность театрального действия: его сиюминутность, творческую атмосферу нельзя воссоздать ни в кино, ни на видео-носителе. Именно поэтому, по отношению к аудитории, на театр чаще всего возлагается роль духовного наставника и множество аспектов его деятельности подчинены этой конкретной цели. Так, качество репертуара (или его отсутствие) определяет степень воздействия на зрительскую аудиторию, это, в свою очередь, определяет зрительский спрос и приводит (или не приводит) к определенному финансовому результату.

На сегодняшний день особенности финансовой политики в отношении развития культуры часто приводят к тому, что деньги диктуют условия творчества и тем самым значительно влияют на отношения между театром и обществом. От материальных затрат часто зависит качество и судьба, создаваемой художественной продукции, поэтому театральный деятель поставлен в крайне трудные условия. Его творчество должно не только обладать художественными достоинствами, оно ещё должно быть конкурентно способным на рынке услуг в сфере досуга. В такой ситуации изучение социальных проблем театра приобретает особую актуальность, поэтому частные разделы социологического изучения театра – социология драмы, социология актёра, социология зрителя, социально-экономические проблемы театрального искусства синтезируются в исследовании социальных функций театра, восприятии его с точки зрения принадлежности к социокультурным институтам. Ведь деятельность театра зависит не только от субсидий, дотаций, господдержки, определяющее значение в его развитии также имеют и социально-общественные отношения театра с аудиторией. «Возникновение социальной потребности в диалоге обусловило развитие сценического искусства и соответственно механизмов его творчества, «производства» и распространения. Потребность публики в театре регулирует и направляет его движение».[1]

В контексте данной работы ставится цель рассмотреть театр как социальный институт, где он будет выступать объектом социологического исследования. Для достижения поставленной цели в исследовании необходимо решить ряд задач:

– рассмотреть суть коммуникативной структуры «Театр – Общество», дать ее характеристику, отметить наиболее специфичные черты такой структуры, особенно в отношении городских театров;

– дать оценку особенностям воздействия театра на формирование у зрительской аудитории социальных установок и предпочтений;

– определить основные проблемы театра как социального института, выполняющего определенные общественно-культурные функции и являющегося объектом социологического исследования.

Место театра в системе культуры: театр как социальный институт

Театр в системе культуры – явление уникальное, специфичное. Особенно это заметно относительно развития культурного потенциала какой-либо общественной структуры (например, ограниченной географическим местоположением). Очевидно, что развитие, расширение или упадок любого населенного пункта нельзя объяснить только экономическими причинами. Так, одни города при росте населения богатеют, другие беднеют; одни развиваются при устойчивом правлении однопартийных муниципалитетов, другие при нем же погружаются в застой, третьи справляются с коалиционным характером городского правления. Одни города не могут существовать без дотаций из государственного бюджета, другие почти в них не нуждаются. И вот здесь, в развитии определенного социума основную роль на себя берет культура: «основой благополучия или неблагополучия конкретного города является зыбкое, неопределенное, трудноуловимое содержание – его индивидуальный культурный потенциал».[2]

Процесс количественного расширения сети культурно-просветительских учреждений в нашей стране исчерпал себя к началу 80-х годов XX в. Явно обозначилось несоответствие между числом и задачами учреждений культуры и действительными потребностями горожан. Уже в этот период социологи выявили значительность разрыва между культурными запросами людей и структурой «предложения». Залы театров, музыкальных театров и концертных залов заполнялись на треть и менее, тогда как эти залы строили все более вместительными. Политический и экономический кризис 1989-1992 гг. не принес изменения ситуации. При этом, освобожденные от политического контроля, однако подконтрольные в административно-финансовом отношении городские учреждения культуры сохранились.

Отметим, что если ранее в общественном сознании существовал достаточно узкий общепризнанный набор популярных театров, драматургов и режиссеров, то сегодня картина поменялась в корне. Как показывают результаты исследований опрошенных зрителей в 11 городах и 42 двух театрах – теперь наблюдается более размытая театральная картина. В отличие от прежних времен, когда примерно треть зрителей с уверенностью «любила» главные театры страны, сегодня лишь около 5% публики имеют устойчивое представление о предпочитаемом театре. Однако, согласно тем же исследованиям, большее число зрителей стало ставить на первое место местный городской театр. Это общая тенденция, характерная для всей театральной жизни.[3] Значительно сузился и диапазон влияния театров. Сами театры стали кардинально отличаться друг от друга, а новое поколение режиссеров выбирает возможность ставить спектакли в разных театрах. Эта ситуация привела к «размыванию» театрального пространства.

В различных социальных общностях (например, в различных городах) однотипные театры имеют неодинаковую структуру аудитории. Некоторые города являются «театральными», другие нет, ведь театр не просто создает свое пространство, а проникает в структуру самого социума, преобразуя его, видоизменяя, придавая отличительные черты. И социум воздействует на театр подобным же образом. Так, не является неожиданным тот факт, что многие провинциальные театры перестали считать примером столичные, подражание столичным традициям ушло в прошлое. Причина этого состоит в том, что сам «провинциальный» социум уходит от столичного понимания жизни, иногда до полного отрицания самих принципов социума столиц.

Сегодня «провинциальные театры являются самостоятельными развивающимися структурами, ориентирующиеся на предлагаемые обстоятельства: «малые города ничем не отличаются от столичных… в них собираются люди без столичных амбиций, действительно влюбленные в театр… В каждом театре малого города есть один-два замечательных артиста, которые в силу каких-то обстоятельств никуда не поехали, и город их знает и любит. Театры малых городов, как правило, хорошо поддерживаются городом изнутри… театр – часть городского пространства… Театр становится в малых городах местом, где странники оседают. И могут существовать, ведь театр – это отдельное социальное устройство, оно с большим миром очень косвенно связано».[4]

Культурный потенциал любой социальной общности является сложной структурой, в которой театр выполняет специфические, присущие только ему функции. Театр следует считать «социально-эстетической коммуникацией с четко выраженной многоканальной обратной связью».[5]

Все основные социальные функции театра на протяжении всей его истории существуют во взаимодополняемом единстве. Чтобы говорить о функциях театра как социального института, необходимо ненадолго обратиться к его истории развития. Известно, что истоки театрального искусства лежат в первобытных языческих ритуалах и обрядах, связанных с коренными моментами жизни тогдашнего общества. Персонификация явлений природы в том или ином божестве обусловливала необходимость своеобразного диалога с богами – в обрядах и ритуалах разыгрывались ключевые моменты, жизненно важные события. В обрядовых действах «зрители» были непосредственно включены в него, именно так задавалась сакральность действа. Тогда же возникло первое осознание необходимой профессионализации будущего театра: чем, например, искуснее ведется диалог с богами, тем вероятнее достижение их благосклонности.

Здесь впервые формируется и осознается одна из важнейших социальных функций будущего театра – идеологическая. Для того, чтобы поддерживать власть, необходимо было формировать нужное общественное мнение и настроение, идеологическую доктрину. Высокая степень эмоциональной включенности участников обрядовых действ (а позже – театральных зрителей), т.е. коллективное переживание, делало их наиболее внушаемыми. Именно отсюда пошло распространенное и вполне объективное утверждение, что театр есть общественная трибуна, с которой пропагандируется и внушается система политических, правовых, религиозных и других взглядов общества.

Вторая, не менее важная общественная функция театрального искусства – коммерчески-развлекательная. Эта функция является производной от идеологической, как способ отвлечения от наиболее острых проблем (достаточно вспомнить лозунг эпохи императорской власти: «Хлеба и зрелищ»). Как любая индустрия развлечений, коммерчески-развлекательный театр способен приносить серьезную прибыль, что в свою очередь, является привлекательным для идеологических и властных структур.

Развлекательная функция включает в себя ориентацию на необычность, яркую зрелищность, а потому она тесно переплетается с коммуникативной (коллективность переживания, чувства, действия). Театр как искусство, коллективное по своей природе, в наиболее предметной форме имитирующее межличностные контакты, в значительно большей степени, чем любое другое привлекает людей к сопереживанию и сотрудничеству, даёт возможность установить более тесные и разнообразные отношения в зрительском социуме. Именно поэтому коммуникативная функция театра отвечает за поддержание целостности общества, именно эта функция позволяет обществу относиться к театру как к особой социальной ценности, необходимой обществу в целом.

Следующей важнейшей функцией театра является познавательная. В данном случае театр выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающей повод для размышлений. Благодаря познавательной функции осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. В такой своеобразной «театральной школе» люди примеряют на себя множество ролей, не только получая информацию о тех или иных жизненных проблемах, но и обучаясь мыслить, рассуждать, думать.

По своей сути театр полифункционален, наряду с идеологической, коммерчески-развлекательной и познавательной функциями существует и ряд других. Эстетическая функция театра обуславливает отношение театра к синтетическим формам художественного творчества. Эстетический образ создается здесь путем соединения выразительных средств различных видов искусства. «Специфику театра обусловливают игра актеров, сценическое действие, режиссерское искусство. Но театр невозможен без пьесы, т.е. литературной, драматургической основы. Оформление спектакля требует обращения к изобразительному искусству, а эмоциональное воздействие спектакля еще более усиливается благодаря музыке. Часто элементом драматического спектакля становится хореография. Все это, вместе взятое, и создает театр – искусство коллективное, причем не только в сфере творчества, но и в аспекте восприятия. Коллективное творчество создателей спектакля дополняется коллективным сотворчеством публики».[6]

Театр – это жизнь, происходящая в сценическом пространстве на глазах у зрителей и построенная по законам данного вида искусства, в котором переплетаются реальное и условное. Сцена, декорации, костюмы, грим и другие средства выразительности являются символами – времени и места действия, эпохи, национальной культуры, национальных традиций. Но все, происходящее в этих «искусственных» условиях, реально до такой степени, что заставляет зрителей сопереживать. Театральная условность не мешает восприятию действия, а подчеркивает главное, эстетически значимое – драматический конфликт, характерные особенности времени и места действия и т.д.

Игровая функция театра оказывает влияние на многие стороны социальной регуляции. В игре проявляются наиболее существенные стороны человеческой сущности. Принимая правила игры, зритель отвлекается от насущных житейских проблем и получает компенсацию за нереализованные устремления в социально значимой деятельности. Игра как развлечение выполняет важную функцию снижения уровня психологической напряжённости, возникающей в силу социального или политического противостояния различных общественных сил. Этим можно объяснить тот факт, что во всяком обществе театральное искусство всегда пользовалось спросом.

Еще одно функция театра, – социализирующая, – тесно связана с престижностью потребления театральной продукции. Посмотреть новую «нашумевшую» постановку, увидеть в спектакле известного актёра всегда имело значение для повышения социального статуса индивидуума в обществе.

Все функции театра выступают во взаимодополняемом единстве. «Современный театр стремится к разнообразию. Разнообразие, функциональная вариативность театра относительно норм и художественных стандартов общества с неизбежностью ведут к диффузности, взаимопроникновению его социальных функций, типов и стилей его «поведения». Само по себе обилие театральных идей, смыслов, форм, стилей «поведения», целей, оценок, ориентаций театра обеспечивает развитие и обновление художественной культуры за счёт новой комбинации её структурных элементов».[7]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *