Речь как речевая деятельность
Презентация по русскому языку на тему: «Речь как деятельность. Виды речевой деятельности»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности.
Речевая деятельность Речевая деятельность – это «сложная совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата, который является вместе с тем объективным побудителем данной деятельности, т. е. тем, в чем конкретизуется та или иная потребность субъекта». Л.С. Выготский
Отличительные черты речевой деятельности: 1. Целенаправленный характер; 2. Структурность.
ВАЖНО! Речевая деятельность – это неотъемлемая и составная часть общей деятельности. Между системой общей деятельности (например, познавательной, учебной, трудовой) и системой речевой деятельности существуют отношения взаимосвязи.
Речевая деятельность есть объект, изучаемый лингвистикой и другими науками: язык есть специфический предмет лингвистики, реально существующий как составная часть объекта (речевой деятельности) и моделируемый лингвистами в виде особой системы для тех или иных теоретических или практических целей.
Основные формы речи.
Выделяют следующие диалоговые структуры: Вопрос – ответ: Ты уже работаешь? Нет, я ещё учусь в университете. 2. Вопрос – вопрос: Куда ты идёшь? А почему ты спрашиваешь?
Выделяют следующие диалоговые структуры: 3. Утверждение – утверждение: Игорь каждый раз опаздывает. Лучше бы мы сами купили билеты. 4. Утверждение – вопрос: Сегодня ветрено и сыро. А дождь будет?
Таким образом, основными элементами диалога является вопрос и утверждение, причём практически всегда вопрос выступает в роли ведущего элемента. Именно поэтому необходимо овладеть искусством оформления вопросов.
Цель монологической речи: информирование слушателей; пробуждение в слушателях тех или иных чувств; побуждение к определённым действиям.
Структура устной речи
Письменная речь – речь подготовленная. Ее можно проверять, исправлять, отредактировать, показать специалистам и неоднократно усовершенствовать, добиваясь улучшения содержания и формы изложения. Все это невозможно сделать, если держать речь только в уме. Кроме того, написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти.
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Информативность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению. Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой. Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Различают четыре вида речевой деятельности: Говорение Чтение Слушание Письмо Их принято подразделять на репродуктивные (говорение и письмо) и рецептивные (чтение и слушание).
Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством котором (вместе со слушанием) осуществляется устное вербальное общение. Говорение осуществляется в формах монологической и диалогической речи.
С помощью вопросов можно: Уточнить и детализировать информацию о предмете обсуждения; Вернуть собеседника в русло обсуждаемой проблемы, если он отошёл от темы; Дать ему возможность успокоиться, раскрепоститься, снять нервозность, показать действительный уровень компетентности по обсуждаемой проблеме; Перехватить и удержать инициативу в беседе. Активизировать внимание собеседника.
По характеру и структуре вопросы подразделяются на группы: 3. Риторические вопросы (не требуют прямого ответа): Мы ведь придерживаемся единого мнения по этому вопросу? 4. Переломные вопросы (помогают удерживать беседу в нужном русле; могут иметь эффект неожиданности): Кто будет финансировать это мероприятие?
По характеру и структуре вопросы подразделяются на группы: 5. Вопросы на обдумывание (заставляют собеседника размышлять): Правильно ли я Вас понял, что участие нашей компании в данном проекте может… Получив вопрос на обдумывание, собеседник может взглянуть на свои предложения со стороны, самостоятельно увидеть их слабые стороны, внести определённые коррективы.
Аудирование является самостоятельным видом речевой деятельности, предполагающим восприятие на слух и понимание текстов. Аудирование – единственный вид речевой деятельности, при котором человек, участвующий в ней, зависит от коммуникатора.
Факторы, влияющие на успешность восприятия речи на слух Индивидуально-возрастные особенности слушающего. Условия восприятия. Лингвистические трудности смыслового восприятия.
Вопросы и задания для самоконтроля Что представляет собой говорение как вид речевой деятельности? Раскройте сущность понятия «монолог». Каковы его отличительные черты? Что называется диалогом? Каковы его отличительные черты? На какие группы разделяются вопросы? Раскройте особенности каждой группы вопросов. Почему аудирование считается одним из наиболее сложных видов речевой деятельности?
Речевое общение — общение с помощью речи, направленное на достижение цели коммуникации, форма взаимодействия двух или более людей посредством языка на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Речевая деятельность — целенаправленный, активный, содержательный и мотивированный процесс приёма-выдачи сформулированной и сформированной посредством языка определённой мысли, волеизъявления или просто выражения эмоций. Речевая ситуация — исторически сложившаяся в процессе развития общества форма общения, опосредованная языком. Речевое поведение — использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков. пишущим.
Речевой этикет — это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета. Речевой акт — элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим. Адресат — тот (те), к кому обращена речь. Адресант — отправитель сообщения, порождающий высказывание. Диалог — процесс двустороннего общения, при котором каждый из участников попеременно исполняет роль говорящего и слушающего, это разговор двух лиц. тся
Монолог — речь одного человека, обращенная к самому себе или другим. Полилог — форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказывания с ситуацией. Устная речь — речь, создаваемая в момент говорения, в процессе акта коммуникации. Письменная речь — это речь без непосредственного собеседника, её мотив и замысел полностью определяется пишущим
Тема 2: ЯЗЫК И РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1. Понятие о языке и речи
Слова «язык» и «речь» многозначны. Иногда они соотносятся как синонимы, однако, по представлениям современной лингвистики, речь связана с языком, но не отождествляется с ним.
Любая система состоит из множества элементов, которые, находясь в связях друг с другом, образуют единое целое. Языковые единицы (знаки) объединяются в подсистемы и формируют уровни (ярусы) языка:
единицы | уровни (ярусы) |
предложение | синтаксический |
части речи (словоформы) | морфологический |
лексемы (слова) | лексический |
морфемы (части слова) | морфемы |
фонемы (звуки) | фонемный |
Таким образом, язык – это модель иерархии: большее включает меньшее как составную часть, меньшее проявляет свои функции в большем. Так, низшие единицы проявляют себя в единицах другого, более сложного уровня. то есть морфемах и т.д.
Язык служит средством общения, познания хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа. Язык обнаруживает себя только в речи и только через неё выполняет своё главное, коммуникативное, назначение (коммуникация – общение).
Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация.
Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь – это конкретная деятельность, которая выражается либо в звуковой форме, либо в письменной. Во-вторых, речью называется результат такой деятельности – текст (статья, сообщение и т.п.).
Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложения. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна, в то время как язык – явление общее и абстрактное.
Функции языка и речи
Когда речь идет о функции языка и речи, трудно провести грань между этими двумя понятиями. Дело в том. что любое высказывание (устное или письменное) – это речь. Далее мы будем говорить о функциях языка, имея в виду это обстоятельство. Основными функциями языка являются:
1) информационная – передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей;
2) агитационная – побуждение к действию, призыв, просьба;
3) эмотивная – непосредственное выражение чувств и эмоций;
4) метаязыковая – использование языка для описания предметов (например, для определения понятия, характеристики объекта изучения и т.п.).
Реально в речевой деятельности человека функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них. Например, в газетной статье доминирует информационная функция языка, но могут также проявляется агитационная и эмотивная.
Выделяют следующие виды речи : внутренняя и внешняя; внешняя речи бывает устная и письменная, устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую форму.
Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Её механизм был исследован в начале ХХ века психологом Л.С.Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности: опус кается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского языка выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки. Вся духовная жизнь человека – его размышления, планы, споры с самим собой, переработка увиденного и услышанного протекают в скрытой форме, на мыслительном уровне. Внутренняя речь «работает» всегда, исключая лишь глубокий сон. Перевод внутренней речи во внешнюю часто связан с трудностями, что определяется более сложной структурой внешней речи.
Внешняя речь существует в устной и письменной формах, первичной является устная форма речи, так как, во-первых, язык возник вначале в устной форме, и лишь спустя много веков появилась письменность, во-вторых, ребенок, осваивая язык, вначале овладевает его устной формой, а уже гораздо позже – письменной.
Устная речь имеет две формы: монологическую и диалогическую.
Монолог представляет собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении.
Диалог – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или более собеседниками.
3.Речевая деятельность. Её виды
У человека, наряду с трудовой, научной, государственной и другими видами деятельности, существует самая распространенная – речевая деятельность. Без неё невозможна никакая другая; она предшествует, сопровождает, а иногда и формирует, составляет основу другой деятельности.
Речевая деятельность – это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия). Психолог Л.С.Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т.е. превращения её в слово.
Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов), которые представляют собой подготовку и реализацию высказывания.
В лингвистике наиболее известна схема речевого акта, предложенная Р.О.Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой происходит общение), передаваемая информация (сообщение). Графически ситуацию общения можно представить так:
Выделяют три ступени речевого акта:
1) подготовка и исполнение высказывания;
2) восприятие и понимание высказывания;
Первая ступень состоит из 6 этапов:
1. Возникновение ситуации, побуждающей к выражению мысли (например, ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, подготовить проект договора и т.п.).
2. Мотивация. Потребность высказывания, порождаемая жизненной ситуацией, постепенно осознается, превращается в конкретную, ясную цель (мотив), которая начинает руководить действиями автора.
3. Вероятностное прогнозирование. Намерение произнести фразу как бы подвергается проверке, решается, к кому будет обращена речь, с какими интонациями, громкостью, скоростью она прозвучит.
4. Внутренний план, который определяет содержание и структуру сообщения.
5. Языковое структурирование – это три операции по подготовке средств языка на внутреннем уровне: выбор слов, определение порядка слов и словосочетаний, средств связи лексических единиц.
6. Переход к внешней речи, который происходит по законам фонетики или по правилам графики.
На второй ступени выделяются шаги:
1. Приём звукового сигнала.
2. Анализ акустического потока с точки зрения фонетики (здесь слушающий начинает понимать слова).
3. Узнавание значения каждого слова.
4. Расшифровка грамматических связей между словами.
5. Включение фразы в контекст, связывание с предыдущими репликами.
6. Понимание второго, переносного смысла.
Такова единая модель речевого акта.
Виды речевой деятельности
Различают 4 вида речевой деятельности: говорение, слушание (аудирование), письмо и чтение. Два из них производят текст (говорение и письмо), а другие (слушание и чтение) осуществляют восприятие готового текста.
Говорение – это отправление речевых сигналов, несущих информацию.
Слушание – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.
Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.
Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значения.
4. Понятие о национальном языке
Язык создается народом и обслуживает его из поколения в поколение. В своем развитии язык проходит несколько стадий и зависит от степени развития этноса. На ранней стадии образуется племенной язык, затем язык народности, и, наконец, национальный язык.
Национальный язык формируется на базе языка народности, что обеспечивает его относительную стабильность. Он является результатом процесса становления нации и одновременно предпосылкой и условием ее образования.
Национальный язык – социально-историческая категория, которая обозначает язык, являющийся средством общения нации и выступающий в двух формах: устной и письменной.
По своей природе национальный язык неоднороден. Основу национального языка составляет литературный язык. Кроме того, национальный язык включает в себя и внелитературные формы ( диалекты, жаргоны, просторечие).
Литературный язык – система элементов языка, речевых средств, отобранных из национального языка и обработанных мастерами слова, общественными деятелями, выдающимися учеными, Эти средства воспринимаются как образцовые и общеупотребительные.
Литературный язык – форма исторического существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую. Это высшая форма национального русского языка.
Литературный язык имеет две формы : устную и письменную. Они различаются по четырем параметрам:
1) форма реализации : устная – это звучащая речь, письменная – графически оформленная;
2) отношение к адресату : письменная речь обычно обращена к отсутствующему человеку, поэтому на письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Устная же речь предполагает наличие собеседника, слушателя и нередко зависит от того, как ее воспринимают;
3) порождение формы: говорящий создает свою речь сразу, одновременно работая над содержанием и формой, пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст: добавить, сократить, изменить, исправить;
4) характер восприятия устной и письменной речи: письменная речь рассчитана на зрительное восприятие, во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, уточнить значение отдельных слов, терминов; устная же речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.
Литературный язык имеет также две разновидности: книжную и разговорную. Таким образом, литературный язык характеризуется следующими признаками:
— наличие устной и письменной формы;
— наличие функциональных стилей;
— вариантность языковых единиц;
Внелитературные формы существования языка:
Диалект – речь людей, проживающих на определенной территории (преимущественно сельской). Диалект, как правило, представляет собой совокупность более мелких единиц, которые имеют общие языковые черты и служат средством общения жителей рядом рассоложенных деревень, хуторов.
Территориальные диалекты имеют свои особенности, которые обнаруживаются на всех уровнях языка: в звуковом строе, лексике, морфологии, синтаксисе, словообразовании. Диалект существует только в устной форме.
Изучение диалектов представляет интерес с исторической точки зрения: диалекты хранят архаические черты, литературным языком уже утраченные.
Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей. Жаргон не имеет свойственных только ему фонетических и грамматических особенностей, для него характерно наличие специфической лексики и фразеологии ( бомж, тусовка, стрелка, брать на пушку и т.п.).
Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Носителями просторечия являются, как правило, горожане с невысоким уровнем образованности.
Внелитературные элементы не должны употребляться в речи грамотных людей.
ТЕМА 2. РЕЧЬ КАК РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
РЕЧЬ КАК ТЕКСТ, ПРОДУКТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Под речевой деятельностьюследует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве «стимула-средства» (Л. С. Выготский), т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.
Формы речи
Различают внешнююи внутреннюю формы речи.
І. Внешняя форма речи– это:
1. Устная (диалогическая и монологическая) речь.
Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
При диалогической речи допускается:
Вежливо представляться и представлять других.
Вежливо задавать вопросы и отвечать на вопросы.
Выражать просьбу, пожелание, недоумение, восторг, сожаление, согласие и несогласие, приносить и принимать извинения.
Беседовать по телефону.
Выразительно и близко к реальности играть свою роль в инсценировке разговора, интервью, в беседе.
Проигрывать ситуации общения с зарубежными сверстниками, гостями.
Обмениваться мнениями о событии, факте, проблеме дискуссии.
Обмениваться впечатлениями о будущей профессии или о дальнейшем обучении.
Дискутировать по проблемам охраны окружающей среды, о сохранении мира, здоровья и т. д.
Опрашивать партнеров по общению по различным проблемам.
Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Во время монологической речи допускается:
Высказываться по содержанию текста с опорой на краткие записи, план или ключевые слова.
Высказываться по содержанию иллюстративного материала с опорой на вопросы.
Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста.
Рассказывать о каком-либо событии или факте.
Выступать перед аудиторией.
Высказываться кратко по содержанию прочитанного или прослушанного текста.
Устная речь – вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно.
Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания).
Важнейшей отличительной чертой устной речи является её неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения. От устной речи, т. е. речи порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин «звучащая речь».
Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд её специфических особенностей:
обилие незаконченных синтаксических построений: Ну вообще…созерцание… я могу и для друзей рисовать;
самоперебивы: В России ещё много людей, которые хотят…, которые пишут ручкой, а не на компьютере;
повторы: Я бы… я бы… хотел сказать больше;
конструкции с именительным темы: Этот мальчишка / он меня каждое утро будит;
подхваты: А – Мы тебя приглашаем… Б – завтра в театр.
Специфические особенности, вызванные неподготовленностью устной речи, которые указаны выше, не являются речевыми ошибками, т.к. не мешают пониманию содержания речи, а некоторых случаях служат важным выразительным средством. Более того, речь, рассчитанная на непосредственное восприятие, какой является устная речь, проигрывает, если она слишком детализирована, состоит исключительно из развёрнутых предложений, если в ней преобладает прямой порядок слов. В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).
Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается её прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда – в неоправданном повторении одних и тех же слов. Причины этому бывают разные: незнание того, что надо говорить, неумение оформить последующую мысль, стремление исправить сказанное. Вторым из наиболее распространённых недостатков устной речи является её нерасчленённость (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без чёткого грамматического оформления предложений. Грамматико-интонационная нерасчленённость, естественно, сказывается и на логике речи: мысли сливаются, порядок их следования становится нечётким, содержание текста делается расплывчатым, неопределённым.
2. Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на адресата, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.
Устная речь обычно рассматривается как более древняя по сравнению с письменной. Письмо рассматривается как добавочный, вторичный способ общения. Отсчет времени возникновения письменной речи обычно связывают с находками древних текстов на камне, глиняных табличках, на папирусах.
Письменная речь – речь подготовленная. Ее можно проверять, исправлять, редактировать, показать специалистам и неоднократно усовершенствовать, добиваясь улучшения содержания и формы изложения. Все это невозможно сделать, если держать речь только в уме. Кроме того, написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает речь более уверенной. Литературные нормы письменной речи более строгие.
Устная речь имеет некоторые преимущества: в ней больше непосредственности, живого чувства. При этом она требует большой тренировки: почти автоматизма в выборе слов. В устной речи проще синтаксис, не столь строги литературные нормы; в ней используются многочисленные средства звуковой выразительности: интонации, различные паузы; она сопровождается жестами, мимикой. Именно устная речь обеспечивает больший контакт при общении.
ІІ. Внутренняя форма речи– это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Типы внутренней речи
1) внутреннее проговаривание – «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения
звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;
2) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;
3) внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.
Качества речи
Информативность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой.
Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Виды речевой деятельности
1) говорение (устное выражение мысли),
2) слушание(восприятие речи на слух и ее понимание),
3) письмо (графическое, письменное выражение мысли),
4) чтение (т. е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.
Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.
В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, в основе ее лежит единая модель речевой коммуникации.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 2054 ; Мы поможем в написании вашей работы!